Дебаты показали, что независимо от того, кто из кандидатов в президенты США придет к власти, торговое противостояние Соединенных Штатов Америки и Китайской Народной Республики продолжится.
Камала Харрис отметила, что Дональд Трамп «проявил слабость» в отношении Китая, что указывает на ее решимость продолжить политику администрации Байдена в отношении Пекина, которая не только сохранила введенные Трампом санкции, но и увеличила их количество в отношении Китая.
Политика администрации Трампа и Байдена в отношении Китая
Чтобы понять предстоящую политику кандидатов в президенты США по китайскому вектору, необходимо взглянуть на их действия в период нахождения у власти.
Дональд Трамп начал свой президентский срок с антикитайской повесткой. В декабре 2016 года состоялся первый телефонный разговор между избранным президентом США и президентом Тайваня Цай Инвэнь. Это был первый контакт двух лидеров с 1979 года и сигнал в сторону Пекина.
В 2017 году началась торговая война с Китаем, которую он обещал в ходе прошлой предвыборной кампании.
В начале 2018 года была одобрена Индо-Тихоокеанская стратегия национальной безопасности, и началась стратегия Трампа по противостоянию усиления Китая.
Министерство юстиции США запустило «Китайскую инициативу» по предотвращению тайной деятельности Китая в США.
Необходимо отметить, что Трамп больше уделял внимания внутренним проблемам страны, а отношения с Китаем возложил на Госсекретаря Майка Помпео.
После многих лет пошлин и переговоров в январе 2020 года президент США Трамп и вице-премьер Госсовета Китая Лю Хэ подписали долгожданное «Частичное торговое соглашение», которое должно было снизить напряженность в китайско-американской торговой войне. По условиям соглашения, Соединенные Штаты согласились в два раза снизить некоторые дополнительные тарифы на китайскую продукцию взамен на обещания Пекина в сфере защиты интеллектуальной собственности и готовности импортировать американские товары и услуги на сумму 200 млрд долларов в сфере промышленности, сельского хозяйства и энергоносителей. В то же время многие экспортные тарифы, установленные между двумя странами во время торговой войны, оставались в силе и были предметом дальнейших сложных переговоров.
Напомним, что Вашингтон обвиняет китайские власти в протекционизме и несправедливом ведении бизнеса, имея в виду государственные субсидии для местных предприятий и административные правила, которые усложняют работу американских фирм в Китае.
Только в 2020 году администрация Трампа предприняла около 210 мер со стороны более 10 американских департаментов в отношении Китая, среди которых: заключения и аресты, визовые ограничения, блокирование импорта товаров, экспортный контроль, признание «Huawei» и «ZTE Corporation» угрозами национальной безопасности, ограничения для китайских журналистов, введение санкций в отношении 90 китайских юридических и физических лиц.
Новый президент США Джо Байден, придя к власти 20 января 2021 года, сразу дал понять, что не спешит отходить от политики администрации Трампа.
По скромным подсчетам, около 150 китайских компаний и десятка физических лиц были включены в новые черные списки США.
Принят ряд законов против Китая: «О стратегической конкуренции» (апрель 2021 г.), «О запрете всех товаров из Синьцзяна» (июль 2021 г.), «О конкуренции в Америке» (февраль 2022 г.) и другие. Джо Байден издал указы по расширению запрета Дональда Трампа на американские инвестиции в отношении 59 китайских компаний (июнь 2021 г.) и ограничению инвестиций США в китайские технологии (август 2023 г.).
В положительном плане можно отметить, что США и Китай достигли соглашения о сотрудничестве в области климата (ноябрь 2023 г.) и возобновлении военных переговоров (декабрь 2023 г.) после того как Пекин приостановил диалог с Вашингтоном по линии военных ведомств в августе 2022 года в связи с визитом спикера Палаты представителей Конгресса США Нэнси Пелоси в Тайвань.
Согласно статистики товарооборот США и КНР в период администрации Трампа с 2017 по 2020 годы привел к уменьшению экспорта США в Китай (с 130 до 124,6 млрд долларов) и импорта (с 505,2 до 432,5 млрд долларов).
Аналогичная ситуация отмечается в период администрации Байдена с 2021 по 2023 годы экспорт (с 151,4 до 147,8 млрд долларов) и импорт (с 504,3 до 427,2 млрд долларов) США снизились.
Ввиду ответных мер Китая, в период администрации Байдена с 2021 по 2023 годы экспорт (с 151,4 до 147,8 млрд) и импорт (с 504,3 до 427,2 млрд) США снизились.
Прогноз развития отношений с Китаем с случае прихода к власти Трампа или Харрис
Вице-президент Евразийского центра Ральф Винниотметил различные подходы кандидатов в выстраивании отношений с Китаем.
По мнению эксперта, Камала Харрис, продолжит политику Джо Байдена, которая характеризуется ведением более традиционного, дипломатического и многостороннего подхода в отношении КНР.
В частности, продолжится политика во взаимодействии с американскими союзниками и партнерами в Индо-Тихоокеанском регионе по выработке единой политики в отношении Пекина. США продолжат развитие сотрудничества с КНР в сфере климата, военных контактов, искусственного интеллекта, борьбы с наркотиками, но также будут активно принимать меры по недопущению «недобросовестной торговли» со стороны Китая с целью защиты американской промышленности и бизнеса.
В случае прихода к власти кандидата от Республиканской партии, Дональд Трамп попытается сесть за стол переговоров с китайцами, добиться от них уступок и заключить очередное двустороннее «торговое соглашение» без привязки к американским партнерам. Риском является тот факт, что Трамп считается непредсказуемым политиком, в отличии от оппонента. Кроме того, китайцы характеризуются как очень тяжелые переговорщики, что может усилить «торговую войну» между США и КНР.
Эксперт отмечает, что данная линия поведения кандидатов в президенты США прослеживалась ранее в рамках администрации Трампа и Байдена, последним преемником которого является Камала Харрис, и вероятность резкого изменения их взглядов в отношении Китая маловероятна.