Первые признаки того, что США уже открыто превращают Казахстан в место проецирования своей мягкой силы, стали видны сразу же после трагических январских событий 2022 года. В феврале Госдепартамент США опубликовал данные, что в 2021 году Казахстану выделено свыше 1,3 млн долларов только на работу с «правозащитниками», активистами, молодёжью и «независимыми» массмедиа. Финансирование шло напрямую от организации Национальный фонд в поддержку демократии (NED), спонсирующей на постсоветском пространстве «цветные революции».
Также деньги (свыше $236 тыс.) выделялись и небезызвестному в Казахстане сайту ТОО «Власть Медиа Групп» (VЛАСТЬ MEDIA GROUP, ТОО). Примечательно, что в 2020 году этот интернет-портал получил всего 48 267$, а на следующий год вдвое больше. Само издание позиционирует себя, как «независимое», однако основатель интернет-журнала Вячеслав Абрамов имеет долгие и тесные отношения с американскими фондами. До недавнего времени он входил в состав попечительского совета «Фонд Сорос – Казахстан». В 2008 и 2020 годах ездил в США на стажировки – IVLP 2008 и CAMEX reporting tour 2020. По словам самого Абрамова, «участие в программах дало возможность лучше понять, какие стандарты есть у медиа в США. Это важные уроки, которые я старался узнать и усвоить и потом некоторые из них внедрить в Казахстане».
Как отмечают исследователи, идеологическому и информационному суверенитету Казахстана угрожают те, кто намеренно распространяет дезинформацию, оказывающую негативное влияние на граждан страны. Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев почти сразу после того, как оказался у власти, заявил, что решил бороться с фейками и дезинформацией, а значит, блогерами-грантоедами и т. д. В конце 2022 года в республике решили поменять закон о массмедиа. Однако удивительным образом в составе рабочей группы по изменению этого закона оказались как раз агенты западного влияния и те, с кем новые власти продекларировали намерение бороться: учредитель фонда Transparency Kazakhstan и президент «Адил соз» Тамара Калеева (ее проекты официально поддерживают Сорос-Казахстан, USAID, британская Media Legal Defense Initiative, посольства США, Нидерландов и Норвегии); директор общественного фонда «Правовой медиацентр» Диана Окремова, выступающая за запрет вещания российских СМИ; директор представительства Freedom House в Казахстане, гендиректор издания Vlast.kz Вячеслав Абрамов; выходец из фонда «Сорос – Казахстан», член попечительского совета Transparency Kazakhstan, директор международного центра журналистики MediaNet Адиль Джалилов; юрист представительства американской сетевой организации Internews Network в Казахстане Ольга Диденко. Такая кадровая и информационная политика в угоду Западу не может не вызывать недоумения.
В общественное сознание через СМИ, общественно-политическую литературу, школьные и вузовские учебники вбрасываются сюжеты, очерняющие совместное прошлое с другими народами в рамках Российской империи и Советского Союза.
На официальном уровне советский и царский периоды казахской истории и раньше считались «колониальными». Прискорбно, что и первые лица государства не остаются от этого в стороне. Так, президент Казахстана в июне 2023 г. заявил, что власти Казахстана должны перестать использовать имена деятелей Советского Союза для названия объектов и создать список собственных «выдающихся фигур».
«Необходимо прекратить практику присвоения различным объектам имен деятелей советского периода, биографии которых целенаправленно мифологизируются в угоду чьим-то личным интересам и предпочтениям», – подчеркнул К.-Ж. Токаев. И заодно назвал ономастику – раздел языкознания, изучающий собственные имена, «важнейшим идеологическим инструментом, который имеет большое значение для укрепления исторического самосознания». Ранее Токаев потребовал прекратить устанавливать в республике памятники деятелям советского периода.
Типичный учебник истории Казахстана, по которому учатся в том числе и русские жители республики
До этого вице-премьер Казахстана Алтай Кульгинов сообщал о плане сменить в республике около 3 тыс. «идеологически устаревших» топографических названий. Местные чиновники быстро восприняли это руководство к действию как требование продолжения в Казахстане масштабной и систематической дерусификации. Переименованы сотни населённых пунктов, крупные города и области. Весной 2023 года стало известно о намерении переименовать Петропавловск в Кызылжар.
Синхронно с этими кадровыми решениями, заявлениями и переименованиями банки Казахстана стали массово отказываются от рубля и приема платежей в рублях от предпринимателей из России. Как пишут со ссылкой на участников рынка авторы июньских номеров «Ведомостей», трудности возникли сразу же после высадки в Казахстан «финансового десанта» США.
Уже к началу лета Halyk Bank, Fortenank, RBK bank и Bereke bank вернули десятки платежей в рублях. «Финансовый десант» США, высадившийся в Казахстане и Армении, следит чтобы рубли не конвертировались в доллары и не ходили по миру. В результате российский бизнес стал переходить на казахстанский тенге. Однако казахские банки иногда отказывают даже в приеме тенге, если платеж поступает от российской компании. Если операция не проходит внутренний контроль банка и подпадает под категорию рисковых, возможны заморозка или возврат транзакции. Банки Казахстана следуют санкционным ограничениям, которые были наложены на Россию за СВО на Украине, под предлогом, что США являются крупным инвестором в экономику республики.
Американцы активно действуют через казахские прокладки против интересов России и в энергосырьевой, и добывающих сферах. В ноябре 2022 года Казахстан заморозил один из крупнейших совместных проектов с Россией. Сделано это было руками KAZ Minerals – одного из ведущих производителей меди в Казахстане, заморозившего инвестиции в проект по развитию Баимской рудной зоны на Чукотке, где к 2028 году планировалось построить горно-обогатительный комбинат (ГОК). Как сообщает «Интерфакс», казахстанская компания сдвинула сроки ввода в эксплуатацию плавучих энергоблоков, которые заказала у «Атомэнергомаша» для снабжения ГОКа.
Одновременно с этим стало известно, что США помогут Казахстану экспортировать нефть в обход России. Об этом в том же ноябре сообщил американский посол в Астане Дэниел Розенблюм. По его словам, в переговорах участвуют как компании из США, добывающие нефть на крупнейшем в Казахстане месторождении Тенгиз, так и «партнеры из других стран». С сентября 2022 года государственная компания РК «Казмунайгаз» начала экспортные поставки через Грузию и Азербайджан по трубопроводу Баку – Тбилиси – Джейхан. О необходимости найти альтернативные каналы экспорта нефти президент Казахстана заявил в июле после того, как Россия приостановила ее отгрузку через терминал в Новороссийске в связи с поломкой оборудования из-за сильного шторма.
Тогда же вслед за нефтью в обход российских портов Казахстан вознамерился вывозить и уран – другой важнейший экспортный товар, а также согласовал увеличение поставок в обход России других товаров. Министры иностранных дел и транспорта Казахстана, Азербайджана, Грузии и Турции согласовали принципы работы Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ) на ближайшие 5 лет. Этот маршрут должен позволить увеличить поставки товаров из Казахстана в обход России до 10 млн тонн в год, то есть более чем в 5 раз, уже к 2025 году.
К.-Ж. Токаев сообщил о пантюркистской и антироссийской подоплеке подобных проектов на ноябрьском (2022) саммите стран Организации тюркских государств в Самарканде, заявив о необходимости строить транспортные коридоры между участниками ОТГ и развивать логистические маршруты, не затрагивая территорию России. Тогда же он заявил о готовности инвестировать 20 млрд долл. в развитие ТМТМ и упомянул, что развитие внутренних транспортно-транзитных коридоров между тюркскими государствами расширит возможности экспорта товаров на рынки АТР и Европы.
Вслед за альтернативными маршрутами продаж нефти, которая традиционно вывозилась через порт Новороссийска, Казахстан избрал тот же маршрут в обход России (и с помощью тех же «тюркофилов») и для экспорта урана. С этой целью государственная корпорация «Казатомпром», крупнейший добытчик урана в мире, приступила к рассмотрению возможности диверсификации каналов поставок своей продукции, которая занимает четверть мирового рынка и прежде уходила за рубеж преимущественно через РФ.
По информации Reuters, «Казатомпром» планирует активнее задействовать ТМТМ: по Каспийскому морю, а затем через территорию Азербайджана и Грузии 3,5 тыс. тонн урана будут поступать в порты Черного моря, а оттуда судами к покупателям. По новому маршруту «Казатомпром» планирует экспортировать около шестой части своей ежегодной добычи (21,8 тыс. тонн в 2021 году).
На момент принятия этого решения компания вывозила уран через порт Санкт-Петербурга и проблем не испытывала. Тем не менее представители «Казатомпрома» уже в середине осени 2022 года подчеркнули, что намерены увеличивать квоту на экспорт в обход России на случай, если этот канал сбыта «окажется недоступен». По каким причинам такое может произойти, компания так и не уточнила.
Представитель американского Центра Карнеги Темур Умаров в связи с этим с удовлетворением отмечает, что «истощающая Россию война» на Украине создала для таких стран, как Казахстан, удобную возможность «порезать, где только можно» свою зависимость от Москвы. Благодаря этому власти Казахстана продолжают дистанцироваться от России, сокращая экономические связи и перенастраивая дипломатию на Китай, Турцию и Запад.
Очередным подтверждением этих слов стало буквальное отгораживание Казахстана от России, начатое со строительства в конце лета 2023 года РК на границе с РФ 20 новых пограничных застав в рамках т.н. нацпроекта «Безопасная страна».
Сегодня благодаря финансированию и мягкой силе США казахстанский сегмент интернета и социальных сетей переполнен призывами к разрыву отношений с Россией и провокационными постами, разжигающими ненависть к русскому этносу. Власти республики реагируют на это далеко не всегда. Тем более что Агентство США по международному развитию (USAID) выделило странам Центральной Азии свыше $50 млн на «борьбу с дезинформацией и российской пропагандой». Большая часть средств благодаря непосредственному соседству с Россией направлена Казахстану.
Прямыми получателями денег являются СМИ, политологи и блогеры. Средства распределяются специально для этого созданной при правительстве РК организацией KazAID. Благодаря всему этому казахстанское медиапространство сегодня буквально кишит материалами русофобского содержания. Характерный пример – казахоязычное националистическое издание «Жас Алаш» открыто призывающее готовиться к войне с Россией.
«Война между Казахстаном и Россией приобретет национально-религиозный характер. Войну будет вести коалиция демократических, национальных и религиозных сил. В ней примут участие добровольцы Турана, добровольцы Ислама… В любом случае процесс упадка, распада и разрушения сегодняшней России начался. Это всего лишь вопрос времени. Есть поговорка: „Хочешь мира, готовься к войне“. Мы должны постоянно наращивать наш военный потенциал. Мы должны подняться над собой и противостоять каждому агрессивному заявлению России», – вещает издание.
Исследователи отмечают, что результаты подобной «многовекторной политики» Казахстана уже дают соответствующие плоды. Инструменты мягкой силы США создают атмосферу национальной нетерпимости и русофобии при фактической, пусть и негласной поддержке властей республики. Как это совместимо с курсом Казахстана на евразийскую интеграцию?