Депутаты Мажилиса приступили к работе над проектом закона «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан „О недрах и недропользовании“ по реализации поручений Главы государства».
Презентовал законопроект депутат Константин Авершин. По его словам, документ разработан на основе Посланий Главы государства с целью укрепить прозрачный конкурентный порядок в сфере недропользования. Предусматривается законодательное закрепление Единого портала недропользования в качестве базы данных и инструмента цифровизации. Так, документ ставит под запрет возможности «кулуарных решений» доступа к недрам.
— Механизм доступа к твердым полезным ископаемым регламентируется двумя открытыми конкурентными возможностями: принцип первой заявки с фиксацией времени поступления заявок онлайн и онлайн-аукциона, — отметил депутат.
По его словам, механизм аукциона будет расширен до всех случаев прекращения прав недропользования или признания их недействительными по старым запасам, контрактам на недропользование, а также по перспективным проектам, которые предоставлялись без открытого рассмотрения, вне конкурса и повышенной платы подписных бонусов, включая случаи индустриально-инновационных проектов и национальных компаний.
— Теперь после ревизии и отзыва прав на недра по таким проектам, согласно поручениям Главы государства, участки недр по ним заново будут предоставляться только через аукцион без каких-либо привилегированных особых исключений. Это позволит избежать ранее допущенные масштабные нарушения доступа к недрам, фаворитизм и рейдерство. Сам механизм проведения аукциона тоже подвергнется укреплению, исключив возможность злоупотребления со стороны ее участников. Так, уплата подписных бонусов победителями будет осуществляться до выдачи лицензии на недра, а отказавшемуся уплачивать бонус победителю и его бенефициарам будет запрещено предоставлять недра в следующие пять лет и разрешать приобретать права на недра у третьих лиц, — проинформировал Константин Авершин.
Он уточнил, что механизм принципа «первой заявки» будет прямым через Единый портал, исключив двухэтапность и кулуарность подбора нужных блоков.
— Скрытая добыча твердых полезных ископаемых под предлогом опытно-промышленной добычи также будет поставлена под запрет и вести к немедленному отзыву лицензии на разведку, — подчеркнул Авершин.
Однако многие депутаты сразу же раскритиковали законопроект. Мажилисмен Бактыкожа Измухамбетов заявил, что в нем отсутствуют нормы, защищающие интересы государства.
— Любой закон должен защищать интересы государства. В частности, изменения и дополнения в закон, касающиеся недр, должны содержать нормы, представляющие интересы Казахстана. А если посмотреть на предлагаемые поправки, то там интересы не учитываются, — сказал Б. Измухамбетов.
Он также задал вопрос инициаторам документа о том, когда Правительство согласовало этот законопроект, выразив мнение, что отдельные люди лоббируют собственные интересы.
В ответ депутат Альберт Рау, один из инициаторов законопроекта, пояснил, что документ был передан в Правительство год назад, и через полгода было получено заключение.
Против некоторых норм документа также выступил депутат Бакытжан Базарбек.
— В свое время в Кодекс о недрах зашла лоббистская норма, когда на одного человека оформляется до 200 блоков. А 1 блок — это почти 2 км территории для разведки и добычи ископаемых. Кто первый закрепил эти блоки, тот их и получает. Использует он или нет эти блоки, но все эти территории его. Я думал, что этот законопроект будет препятствовать этому. Но здесь все так и оставили. Мы же понимаем, что каким бы крупным не был недропользователь, он 200 блоков осваивать не может. Готовы ли вы снизить количество блоков в руках одного человека до 50, ведь он становится местным монополистом? — отметил Б.Базарбек.
В свою очередь, эксперт Тимур Одилов ответил, что 200 блоков — это международный стандарт, применяемый в разных странах как максимальное количество блоков, доступных по одной лицензии.
— Блоки — это не земельные участки, это всего лишь территории, на которых у недропользователя ограниченные права, он их просто изучает. Есть минимальные расходы на разведку, минимальные платежи, есть обязанность 40% блоков сбросить как минимум через 6 лет при продлении лицензии. Задействован полный арсенал механизмов, который поведенчески заставляет его интенсивно проводить разведку и сбрасывать эти блоки, — сказал Т. Одилов.