Сегодня этот контроль позволяет Западу диктовать условия, шантажировать и подкупать казахстанские компрадорские элиты, которые, в свою очередь, продавливают во власти законы и решения, идущие вразрез с интересами Казахстана и его населения.
В руках западных корпораций находится почти 75% рынка нефтедобычи Казахстана. Объем капитала казахстанских предприятий, приходящийся на долю иностранных прямых инвесторов, составляет около 170 млрд долларов. Западные нефтегиганты контролируют все три крупнейшие нефтяные месторождения Казахстана. Так, в тенгизском 75% принадлежит американским Chevron и ExxonMobil. На «Карачаганаке» 76,5% распределены между итальянской Eni, нидерландско-британской Shell и американской ExxonMobil. А в «Кашагане» американским, европейским и японским компаниям принадлежит уже более 90%. При этом нефтегазовый сектор формирует около половины всего бюджета Казахстана.
Западным капиталом контролируются и ведущие предприятия горно-металлургического комплекса Казахстана, на которые приходится 21% экспорта страны. Например, KAZ Minerals официально является британской компанией, «Казцинк» – швейцарской, ArcelorMittal и Eurasian Resources Group – люксембургские, «Казахмыс» – сингапурская компания. Вся прибыль от деятельности этих компаний уходит из страны и работает на экономику коллективного Запада.
Конечно, можно было бы пересмотреть кабальные договоры с иностранными корпорациями, заключенные в начале 90-х. Но это не позволяют сделать тесно связанные с западным бизнесом казахстанские элиты, которые давно интегрированы с финансовыми структурами зарубежных стран. Эти элиты, хотя и широко представлены во всех уровнях власти Казахстана, абсолютно не заинтересованы в развитии национальной экономики. Свои сверхдоходы от владения активами, банальных взяток и от участия в коррупционных схемах они, боясь конфискации, предпочитают переводить в западные государства, где скупают недвижимость, дают образование собственным детям. Зависимость элит от Запада – одна из ключевых проблем для суверенитета Казахстана, без решения которой невозможно его дальнейшее поступательное развитие.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *