3-4 апреля 2025 года в Самарканде состоится саммит Евросоюз — Центральная Азия. Собственный корреспондент агентства побеседовал с экспертами в Брюсселе об их оценках предстоящего мероприятия.
— Мне приятно, что этот саммит в конечном итоге состоится. Я надеюсь, что мероприятие даст новый импульс к более насыщенному сотрудничеству между Евросоюзом и Центральной Азией, — сказала евродепутат Катарина Неведалова (Словакия).
— Я также надеюсь, что мы сможет проанализировать институциональное состояние сотрудничества ЕС с государствами ЦА. Нам необходимо развивать связи с регионом по нескольким направлениям, в том числе экономике. Центральная Азия становится важным геополитическим игроком и субъектом мировой политики и Европа должна усиливать свое присутствие в этой части мира, — добавила она.
Обозреватель издания «EU Reporter» Дерья Сойсал выразила мнение, что в последние годы, особенно после эпидемии COVID-19 и растущей тревоги по поводу изменения климата, Европа проявляет все больший интерес к Центральной Азии.
— Более того, Центральная Азия не только востребована Европой, но и становится незаменимым партнером. Крупные европейские державы, такие как Германия и Франция, активизируют свои обмены с Центральной Азией на двустороннем уровне, и наблюдается значительный рост числа двусторонних соглашений у других членов ЕС. В последние годы Франция и Германия в первую очередь ориентировались на Казахстан и Узбекистан. В этом отношении Астана и Ташкент могут многое предложить Европе.
Помимо экономического аспекта, Европа также стремится расширить сферу своего влияния и продвигать свои ценности, в частности права человека, демократию и свое видение мира. Расширяя свое влияние, Европа стремится использовать мягкую силу и найти новых союзников. Страны Центральной Азии, будучи стабильными, являются подходящими кандидатами для расширения европейской сферы влияния. С 2022 по 2023 год главы государств Центральной Азии и Председатель Европейского совета провели свою первую встречу на высоком уровне, на которой были поставлены конкретные цели по укреплению связей между Европой и Центральной Азией.
— В 1990-х годах Европа интересовалась Центральной Азией в основном из-за региональной стабильности и в контексте афганского кризиса. С тех пор интерес Европы, по-видимому, носит более экономический характер, хотя она утверждает, что изначально была сосредоточена на распространении европейских ценностей.
Этот саммит имеет большое значение, поскольку он откроет новые перспективы для партнерства и кооперации в таких областях, как энергетика, сырье и связь. Развитие Среднего коридора становится приоритетом для обеих сторон.
Саммит станет ключевой возможностью для ЕС продемонстрировать свою геополитическую заинтересованность в укреплении двустороннего взаимодействия и регионального сотрудничества с Центральной Азией. ЕС является вторым по величине торговым партнером региона и ведущим инвестором, более 40% инвестиций в регион поступает из ЕС.
Например, Казахстан становится ключевым партнером для европейских стран и может даже расширить свою роль в европейской сфере. Что касается Узбекистана, то с момента его открытия миру в 2016 году он привлек многочисленных европейских инвесторов, и на этом саммите также будут обсуждаться вопросы увеличения притока европейского капитала в Центральную Азию, — сказала Дерья Сойсал .
Эксперт Маурицио Гери (Италия) считает, что сейчас решающий момент, потому что Центрально-азиатские республики улучшают как взаимное сотрудничество, так и с нашим континентом.
— Приятно, что пять государств ЦА демонстрируют растущие показатели в таких областях, как энергетика, транспорт и цифровые технологии, но также проявляют все больший интерес к интеграции между собой. И для меня это большое изменение в Центральной Азии, потому что Европейский союз мог бы стать поделиться накопленным опытом региональной интеграции для ЦА.
Интеграция будет очень выгодной для всех стран региона, потому что мы переживаем период геополитической конкуренции, и эти сферы являются наиболее важными. Под влиянием таких гигантов, как Китай и Россия, Центрально-азиатским странам становится сложнее отстаивать свои национальные интересы. Однако если регион становится все более интегрированным, то такие форматы «C5 плюс один» становятся востребованными.
— Я вижу два основных направления экономического сотрудничества: энергетический и в сфере возобновляемых источников энергии. Потому что Центральная Азия обладает большим потенциалом для возобновляемых источников энергии из-за больших площадей для развития энергии ветра и солнца. Особый интерес представляют критически сырьевые материалы, их разработка в регионе. Вы знаете, что мы сейчас зависим в плане РЗМ от Китая. В этом плане сотрудничество с Центральной Азией может помочь диверсифицировать поставки сырья. Я надеюсь на новый этап в отношениях Европы и Центральной Азии, — сказал он.
Напомним, в сентябре прошлого года Шавкат Мирзиёев предложил провести в Узбекистане первый саммит в формате «Центральная Азия — Евросоюз».
Ранее собственный корреспондент агентства в Брюсселе побеседовал с научным сотрудником фонда «Carnegie Europe» Темуром Умаровым о предстоящем саммите.
Кто из мировых лидеров примет участие в первом саммите ЕС — Центральная Азия, читайте по ссылке.