В 2024 году в России, Азербайджане и США пройдут президентские выборы. Как они повлияют на внутреннюю политику этих стран и что в целом означают для всего мира, читайте в материале. 

В России все идет по плану

8 декабря президент России Владимир Путин объявил о том, что будет баллотироваться на президентских выборах, которые 7 декабря российский Совет Федерации назначил на 15-17 марта 2024 года. Очевидно, что оба эти решения были вполне оправданы. Проведение выборов в предусмотренные законодательством сроки, также, как и выдвижение кандидатуры Путина, должны стать демонстрацией того, что в стране все идет по своему плану.

К моменту проведения выборов в России уже будут реализованы некоторые важные политические преобразования, что, разумеется, повлияет на настроения электората. Власти РФ в отличии от западноевропейских государств, по-другому реагируют на общественное мнение внутри своего государства, поэтому усталость народа, которая накопилась в следствии геополитической ситуации, своей роли не сыграет.

В качестве альтернативы можно вспомнить уход в 1945 году с поста премьер-министра Уинстона Черчилля, благодаря усилиям которого только что была выиграна война. Но британский избиратель не поддержал партию консерваторов и лично Черчилля и сменил его на скучного лейбориста Клемента Эттли.

Но в России не может быть такой ситуации. Потому что поддержка общества так или иначе, тем или иным способом, но все равно будет высокой. Это обусловленно очень консервативными настроениями электората. Такой избиратель обычно голосует за сильную власть. В Москве делают на это большую ставку, в том числе для того, чтобы продемонстрировать устойчивость существующей власти.

Конечно, либеральная часть российского общества, которая частично находится в эмиграции, будет ставить под сомнение грядущие выборы. Но парадокс здесь заключается в том, что Россия продолжает соблюдать общепринятые мировые правила, поэтому и итоговый результат выборов будет зависеть не от оппозиции, или лояльных Кремлю политических сил, а от избирателей.

Кто может участвовать в президентских выборах в России

Существует мнение, что сейчас в РФ образовался политический вакуум, поэтому сильных оппонентов у Владимира Путина на грядущих выборах нет. Между тем, о своем желании участвовать в выборах уже заявили более 30 избирателей. Интересен бывший депутат Государственной Думы и либерал Борис Надеждин. О своем возможном участии говорил ранее и лидер «Яблока» Григорий Явлинский. Правда, он заявил, что сделает это, если граждане сами соберут 10 млн подписей. Понятно, что это нереальные планы, но это говорит о том, что, как минимум, идут некие дискуссии о возможности его участия в выборах.

Присутствие Явлинского в президентской кампании 17 марта имеет особое значение. Все-таки он участвовал во многих президентских выборах и считается либералом.

В целом, в Москве хотят сделать все для того, чтобы выборы состоялись и были признаны обществом легитимными. 5 декабря на заседании Совета по развитию общества и правам человека Путин заявил, что важно, чтобы политические репрессии больше не повторялись в истории России. Он отметил, что хотя «Россия вышла из состава ряда международных правозащитных организаций. Однако это не означает, что мы отказываемся от принципов, заложенных в Декларации (прав человека)».

Понятно, что это было адресовано вовсе не широкой российской общественности. Поэтому скорее можно предположить, что таким образом официальная Москва обращается к внешнему миру. Условно говоря, они показывают, что открыты к диалогу, но при этом на своих правилах игры.

Поэтому России надо провести эти выборы. В этом смысле момент объявления выборов выглядит достаточно логичным.

Выборы президента в США пока непредсказуемы

На этом фоне политикам в западных странах становится заметно сложнее. Особенно в связи с возможным победой на ноябрьских 2024 года выборах в США Дональда Трампа. Тем более, что из-за событий в Израиле и секторе Газа заметно упал рейтинг президента Джо Байдена среди леволиберальных избирателей, мусульман и некоторых афроамериканцев. По последним опросам Байден проигрывает ключевые штаты Огайо, Мичиган, Флорида и некоторые другие, критически важные для исхода выборов. Понятно, что за год многое может измениться. Те же леволиберальные избиратели могут вернуться к идее поддержки Байдена в ситуации его противостояния с Трампом. Но в целом обстановка стала достаточно сложной и непредсказуемой.

В этой ситуации российским властям надо провести эти выборы так, чтобы продемонстрировать свою уверенность и стремление остаться в прежнем формате электоральной автократии или гибридного режима. Таким образом она демонстрирует свою готовность к взаимодействию с внешним миром.

Выбор момента в политике имеет значение

Парадокс, но в настоящий момент российская система — это довольно популярная модель политической организации, даже для демократических стран. Примерно в таком духе действует президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган. Новый президент Аргентины Хавьер Милей победил на выборах, играя роль такого жесткого политика, способного решать вопросы там, где это не смогли сделать старые элиты, преимущественно социалистического толка. В Аргентине это были перонисты, сторонники Хуана Перона. Собственно, и Дональд Трамп действует в похожем стиле.

Поэтому и Владимир Путин хочет играть именно на этом поле, ему явно близки политики вроде Трампа и Эрдогана. Можно говорить о возвращении времен условных XVIII-XIX веков, когда сильные мира сего делили власть и территории. Если уж говорить об аналогии, то можно предположить, что для жестких политиков современности ближе всего Венский конгресс 1814 года. Тогда после поражения Наполеона Бонапарта российский царь Александр I, австрийский император Франц и прусский король Фридрих Вильгельм при участии Англии поделили Европу.

В США, Аргентине и Турции есть демократические институты, особенно сильно развито местное самоуправление, как основа демократической организации. Поэтому сильный лидер вроде Эрдогана, Трампа или Милея не может радикально изменить организационные принципы.

Так что речь идет о том, что российская власть готовится к предстоящему возможному взаимодействию с президентом Трампом, если он, конечно, победит на ноябрьских выборах.

В любом случае выбор момента в политике имеет значение. Президент Путин выбрал его, исходя из текущей конъюнктуры, которая уже не выглядит для него слишком невыгодной. Она остается неблагоприятной, особенно на среднесрочную перспективу, но не в данный конкретный момент времени.

Уровень поддержки президента Азербайджана в обществе весьма высок

Характерно, что свой выбор также сделал президент Азербайджана Ильхам Алиев. Он объявил проведение внеочередных президентских выборов 7 февраля, хотя срок его полномочий завершался в 2025 году.

Но здесь логика вполне понятна. Алиев хочет получить вполне заслуженные дивиденды от завершения истории Карабахского конфликта. Обычно маленькая победоносная война помогает выиграть выборы. В случае с президентом Азербайджана это далеко не маленькая, но явно очень победоносная война. Уровень его поддержки в обществе весьма высок. Но он все равно не хочет рисковать. Потому что неизвестно, что будет к 2025 году с ценами на нефть, с Россией и ее политикой, с глобализацией, да мало ли еще с чем в наше неспокойное время. Поэтому логично перестраховаться. Своим решением Алиев застал врасплох и внутреннюю оппозицию, и внешних игроков.

В общем наступают новые времена и сильные личности рвутся к власти даже в некоторых странах с западной демократией. В этой ситуации прежние вожди все-таки надеются найти единомышленников, в том числе по играм с правилами или без них. Потому что, как известно, все новое очень часто это хорошо забытое старое.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *