Дональд Трамп во второй раз стал президентом США — несмотря на множество скандалов, уголовные обвинения и два покушения. Приход Трампа в Белый дом может сильно изменить будущее всего мира — и в том числе Казахстана. 

Сильный доллар, слабая нефть

Самая очевидная связь между Казахстаном и США — энергетическая. Обе страны — крупные игроки на мировом рынке нефти. И если Америка решит резко нарастить нефтедобычу (а она может — Трамп прямо намекнул на это в своей триумфальной речи перед сторонниками), это может самым непосредственным образом сказаться на экономике Казахстана.

По мнению экономиста Ануара Бахитханова, победа Трампа может весьма существенно повлиять на казахстанскую экономику. Новый американский президент, вероятно, усилит протекционистскую политику, будет вводить новые тарифы и пересматривать торговые соглашения.

«Это может замедлить глобальный экономический рост, снизить спрос на энергоносители и привести к падению цен на нефть. Для Казахстана, экономика которого существенно зависит от экспорта нефти, снижение цен на этот ресурс может негативно сказаться на бюджетных доходах и общем экономическом росте». Ануар Бахитханов

Казахстанцы могут скоро почувствовать эффект от победы Дональда Трампа на своих кошельках. По мнению экономиста, триумф республиканца может привести к укреплению доллара. Американская валюта и так очень заметно дорожала в октябре, а в перспективе курс тенге может ещё сильнее просесть.

«Доллар может укрепиться из-за возможного сокращения налогов в США и стимулирования внутреннего производства. Укрепление доллара может привести к ослаблению тенге, особенно если цены на нефть будут снижаться. Снижение стоимости нефти и укрепление доллара создадут двойное давление на тенге, что может привести к его девальвации», — предупреждает Ануар Бахитханов.

По словам экономиста, победа Трампа может создать для Казахстана ряд экономических вызовов. В первую очередь они связаны с возможным снижением цен на нефть, ослаблением тенге и вероятным сокращением экономического сотрудничества с США.

Политолог Газиз Абишев также считает, что у Казахстана могут возникнуть экономические проблемы после избрания Трампа. Но тут важно вовремя оценить риски и при необходимости наладить диалог с новым хозяином Белого дома.

«Косвенный ущерб может быть — в том смысле, что Трамп может снова начать торговую войну с Китаем, что Америка будет наращивать добычу нефти (а это приведёт к падению мировых цен). Это может произойти, конечно. Но я думаю, что это, во-первых, последний срок Трампа, и уже через два года он станет «хромой уткой». Во-вторых, многие страны примерно понимают его политический стиль и будут предлагать ему более конструктивные варианты, чтобы минимизировать свой ущерб. У мира уже есть первичный иммунитет против трамповских действий», заключает Газиз Абишев.

Казахстан «под зонтиком»

В целом у Дональда Трампа нет никаких причин ссориться с Казахстаном. Напротив, в долгосрочных интересах США — дружить с нашей страной и уводить её из сфер влияния своих главных конкурентов, России и Китая. Вопрос в том, насколько мягко или резко будет в этом плане действовать Трамп.

Политолог Андрей Чеботарёв советует вспомнить о том, что именно во время первого президентского срока Дональда Трампа приняли «Стратегию США в Центральной Азии на 2019–2025 годы». Администрация Байдена эту стратегию провалила, поэтому теперь исправлять ситуацию, возможно, придётся республиканцам. Кроме того, избрание Трампа может привести к пересмотру «Интегрированной страновой стратегии США по Казахстану» — в этом документе Вашингтон фактически заявил, что будет конкурировать с Москвой и Пекином за влияние на Астану.

«Интегрированная стратегия по Казахстану принималась уже в 2022 году администрацией Джо Байдена. Новая администрация может её либо полностью пересмотреть, либо внести определённые изменения. В целом очень многое в казахстанско-американских отношениях решает энергетический фактор, а именно присутствие двух нефтегазовых гигантов США — Chevron и Exxon Mobil — в нефтегазовой сфере Казахстана. Это, в частности, месторождение Тенгиз. Наше правительство сейчас судится с консорциумами, разрабатывающими Кашаган и Карачаганак, где доминирует европейский капитал, и предъявляет им многомиллионные исковые претензии. Но по Тенгизу пока всё в порядке», — обращает внимание политолог Андрей Чеботарёв.

Действительно, сотрудничество между Казахстаном и американскими нефтяными гигантами пока неплохо страхует нашу страну от возможных политических штормов.

«Я думаю, что в целом пока мы в комфортных условиях. У нас работают американские нефтяные компании: Chevron, Shell, Exxon Mobil. Я думаю, это своего рода «зонтик» в глазах американского истеблишмента. Казахстан ведёт себя конструктивно, исходит из своих интересов, при этом в тех сферах, где работают американцы, мы их сильно никуда не выдавливаем. В этом смысле, как мне кажется, Казахстану беспокоиться не о чем», — говорит Газиз Абишев.

В то же время экономист Ануар Бахитханов предупреждает, что интерес США к Казахстану и Центральной Азии в целом может пойти на спад после прихода Трампа к власти. Лидер республиканцев всё же ставит в приоритет внутреннюю политику, а не внешнюю — многовекторная дипломатия Казахстана ему не особенно симпатична.

«Трамп известен своей ориентацией на внутренние проблемы США и сокращением международных обязательств. Это может привести к снижению интереса США к Центральной Азии, включая Казахстан. В результате объёмы экономического сотрудничества и инвестиций со стороны США могут сократиться, что потребует от Казахстана поиска новых партнёров и рынков для диверсификации своей экономики», указывает экономист.

«Ястребы» среди «слонов»

Если верить самому Дональду Трампу, он способен буквально парой звонков решить кровопролитный конфликт между Россией и Украиной, который уже больше двух лет косвенно отражается на Казахстане. Так ли это на самом деле, предстоит узнать в ближайшие месяцы.

По словам экспертов, у Трампа есть два варианта воздействия на Россию. Первый и самый очевидный — дипломатия: не зря американский президент много раз уверял, что понимает Путина и может с ним договориться. Второй вариант — санкции, на тот случай, если Трамп всё же переоценивает свои способности.

«Трудно сказать, каким образом Дональд Трамп собирается прекращать войну между Россией и Украиной. Судя по всему, его больше интересует растущее влияние Китая, в том числе с точки зрения воздействия на интересы США в Европе и на Ближнем Востоке. Если брать всю американскую элиту, на мой взгляд, не столько республиканцы победили демократов, сколько антикитайски настроенная партия победила антироссийскую, которую олицетворяла администрация Джозефа Байдена. Нельзя сказать, что Трамп и его команда лояльны к России, но им не так интересен российско-украинский вооружённый конфликт. Трамп вряд ли будет так же поддерживать Украину финансово или поставками оружия, как это делала администрация Байдена», прогнозирует политолог Андрей Чеботарёв.

Впрочем, об отмене санкций против России (а значит, и о снижении риска вторичных санкций для Казахстана) говорить рано. Политолог Газиз Абишев подчёркивает, что во время первого президентского срока Дональд Трамп не отменял санкции, которые вводили против РФ в 2014 году после захвата Крыма. Сейчас это также маловероятно.

«Многое будет зависеть от того, какую команду он наберёт: помимо самого Трампа, в республиканском истеблишменте много «ястребов», настроенных остро антироссийски, и Трамп будет во многом от этого строить свою политику. Нужно понимать, что как только Трамп займёт президентское кресло и вступит в прямые переговоры — может быть, кулуарные, секретные, — с Путиным, он может столкнуться с неприемлемой для него позицией России. И в этой ситуации Трамп будет вести не мягкие, а довольно-таки жёсткие переговоры. Если Россия проявит твёрдость, Трамп расценит это как недостаточную гибкость и начнёт применять контрмеры, чтобы вынудить её пойти на компромисс. В этом смысле ожидать какого-то резкого снятия санкций не стоит». Газиз Абишев

Другое дело, что новых санкций против России, возможно, не будет. В таком случае казахстанским компаниям больше не придётся переживать из-за торговли с РФ. В конце концов, Трамп заинтересован в завершении российско-украинской войны не из соображений гуманизма, а чтобы сократить затраты США. Но, как отмечает Газиз Абишев, по основным продуктам экспорта Штаты остаются прямым конкурентом России, поэтому снижать давление на РФ им в принципе не выгодно.

Политолог Андрей Чеботарёв ожидает, что администрация Трампа будет в меньшей степени поддерживать Украину. А значит, переговоры между Украиной и Россией теоретически не за горами.

Китаю — приготовиться

Даже если Трамп действительно ослабит санкции против России и перестанет пристально следить за поставками в РФ через Центральную Азию, это ещё не значит, что Казахстану можно расслабиться. Потому что новый американский президент очень не любит другую страну, с которой у Казахстана прочные экономические связи, — Китай.

 Не исключено, что Трамп, вернувшись в Белый дом, станет ещё более жёстким противником Китая. Но здесь многое будет зависеть от того, какие советы ему будут давать приближённые. Возможно, вашингтонским «ястребам» удастся убедить Трампа, что давить на Россию и Китай через экономические удары по Казахстану — и впрямь выгодно и полезно. Однако такая вероятность невелика.

«Пока это маловероятно. Это будет, условно, восьмым вариантом в списке: сначала вопрос будут пытаться решить через переговоры», — считает Газиз Абишев.

Как будут развиваться отношения между США и Китаем, пока рано предсказывать. Но если между двумя мировыми державами вновь начнётся торгово-экономическая война, Казахстан тоже рискует попасть под раздачу. Если ситуация обострится настолько, что США начнут вводить санкции против Китая, Казахстану будет нелегко: КНР — важный торговый партнёр и потенциальный участник строительства первой казахстанской АЭС.

Так или иначе, внешнеполитический курс США при Трампе определённо изменится. И тут большой вопрос, насколько это будет выгодно Казахстану. Возможно, наша страна станет «яблоком раздора» — всё-таки отдавать крупнейшую экономику Центральной Азии под влияние Китая было бы со стороны Трампа очень недальновидно. С другой стороны, у Соединённых Штатов в приоритете совсем другие регионы.

«Для администрации Трампа будет важно остановить растущее влияние Китая, и он готов бросить все имеющиеся ресурсы в этом направлении. Кроме того, его больше интересует ситуация на Ближнем Востоке — в своё время он очень сильно поддерживал Израиль и, в частности, признал Иерусалим официальной столицей этого государства. Вообще кто бы ни находился у власти в США, у Соединённых Штатов гораздо больше интересов на Ближнем Востоке, чем на постсоветском пространстве. Поэтому, думаю, произойдёт достаточно заметный разворот во внешней политике США», — прогнозирует Андрей Чеботарёв.

Касым-Жомарт Токаев уже официально поздравил Дональда Трампа с победой — и выразил надежду на «поступательное развитие двустороннего сотрудничества». Сбудется ли это пожелание, Казахстану предстоит узнать в ближайшие четыре года.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *