В преддверии саммита «Китай – Центральная Азия, который пройдет 18-19 мая в городе Сиань (Китай), нам представилась возможность побеседовать с заместителем председателя кабинета министров Кыргызской Республики Бакытом Торобаевым.
– В этом году исполняется 31 год со дня установления дипломатических отношений между Китаем и Кыргызстаном. Как за эти годы развивались отношения между странами? Какие значимые достижения вы могли бы отметить?
– За 31 год наладились теплые отношения в экономическом, культурном, гуманитарном направлениях. Если сказать, что запомнилось, то это большая помощь в реализации инфраструктурных проектов. Это и альтернативная дорога Север-Юг, и дорога Ош-Бишкек, и реабилитация улично-дорожной сети Бишкека, и нефтеперерабатывающий завод «Джунда». Много предприятий работает в недропользовании, много бизнесменов из КНР работают на наших рынках, в сфере торговли. Сегодня торговля с Китаем стоит на первом месте. Немало наших студентов учится в Китае. Это тоже дает стимул для укрепления наших взаимоотношений. Если посмотреть энергетическую отрасль, то это ЛЭП Датка-Кемин, подстанция «Кемин», модернизация бишкекской ТЭЦ. Все это большая польза для нашей инфраструктуры,а также обеспечивает нашей стране энергетическую независимость.
– В этом году исполняется 10 лет инициативе «Один пояс – один путь». Какие возможности она открывает для экономики Кыргызстана?
– Мы приветствуем эту инициативу. Помню, когда она была объявлена, ее приветствовали не только у нас, но и во всем мире, потому что в ее основе – совместное развитие. А это – сотрудничество, совместные проекты. Сегодня на устах почти каждого кыргызстанца – строительство железной дороги Китай – Кыргызстан – Узбекистан. Это наглядный пример сотрудничества в рамках инициативы. Если этот проект реализуется, то большие потоки товаров из КНР будут проходить через нас транзитом. А мы – получать доходы для нашей экономики.
– Каковы ваши ожидания от предстоящего саммита «Китай-Центральная Азия»? Какие изменения, на ваш взгляд, он привнесет в отношения?
– Саммит глав государств Центральной Азии и Китая станет важной вехой в истории взаимоотношений. В настоящее время в мире происходят серьезные глобальные изменения, международные отношения проходят через этап глубокой трансформации, усиливается геополитическая напряженность и обострение общих для государств Центральной Азии и Китая вызовов. Все это обусловливает необходимость дальнейшей координации и принятия ими коллективных усилий по продвижению своих подходов и интересов.
Уверен, что и в дальнейшем усилия центральноазиатских государств и Китая будут направлены на углубление и расширение взаимовыгодного экономического, финансового, инвестиционного, инновационного сотрудничества.
Сегодняшняя действительность диктует необходимость эффективного воплощения совместных инфраструктурных программ по открытию новых международных маршрутов автомобильных и железнодорожных перевозок в регионе.
– Были ли вы в городе Сиань? Какие впечатления произвел он на вас?
– Да, я посещал этот город. Это было около 10 лет назад, и я был там не в качестве политика, а как частное лицо. Посещал культурный центр – знаменитые «терракотовые воины». И, как мне сказали, город когда-то был столицей Китая. Сейчас же это – динамично развивающийся, промышленный город, в котором много университетов. Помню, мы ночью гуляли: было светло и безопасно.
– В стране хорошо знают китайскую компанию из провинции Шэньси, владельца рынка «Таатан». Как вы оцениваете вклад рынка в экономику города и Кыргызстана?
– Если посмотреть на структуру ВВП, то торговля занимает большую нишу. Будучи соседом Китая и являясь членом ЕАЭС, мы стремимся стать мостом между КНР и рынком Евразийского экономического союза. И поэтому приветствуем не только «Таатан», но и все другие рынки. Мы также приветствуем электронную коммерцию. Хотим перенять опыт Китая в электронной торговле.
– Как вы думаете, в каких областях Кыргызстан и Китай будут углублять свое сотрудничество в будущем?
– Таких отраслей много. Это – энергетика, сельское хозяйство, транспортно-логистическая отрасль. У нас уже есть обдуманные проекты. К примеру, планируем открыть пункт перехода (на границе) на перевале Бедель и начать строительство дороги к нему. Также планируем строительство линий электропередач, чтобы в будущем можно было экспортировать электроэнергию. Хотим сотрудничать в сельском хозяйстве. Мы можем предложить продукцию китайской стороне. Наша продукция орошается горной водой. В сфере транспорта хотим, чтобы все грузопотоки из Китая проходили транзитом через нас комфортно, удобно, без задержек и пробок, с ускоренным таможенным оформлением.
А вы знали?
В Китае есть город, который называют «Музеем истории Китая под открытым небом», и, посетив его, можно наиболее полно ознакомиться с культурой и памятниками искусства этой древней цивилизации. Речь идет о древней столице Китайской империи — Сиане.
Город этот хранит в своей памяти многое из истории китайцев, и история эта насчитывает более 5 тыс. лет. Особенность Сианя — сочетание древних памятников архитектуры и скульптуры, как бы отображающих специфику древней столицы, вместе с причудливыми чертами современного города. Здесь император Цинь Шихуанди построил себе гробницу, которая своим размахом свидетельствует о том, что подобным величием не обладал никто их правителей до и после него. Его гробница — главная достопримечательность Сианя. Строительство гробницы началось сразу после образования империи неподалеку от нынешнего Сианя. Помимо самого места погребения в форме кургана, обнаружили целую армию скульптур солдат, сопровождавших императора в тот мир. Сегодня известно о 8099 скульптурах пехотинцев, лучников и конников с лошадьми, которых спрятали под землей. Этот скульптурный ансамбль назвали терракотовой армией. Погребальный комплекс и терракотовую армию обнаружили относительно недавно. В пригороде Сианя, в 1974 г., в результате бурения артезианской скважины и был открыт курган с захороненными здесь полноразмерными статуями солдат императора.