Согласно индексу WPS (Women, Peace and Security Index), Кыргызстан дважды подряд был признан наиболее опасной страной для женщин в Центральной Азии. В чем причина такой ситуации и что необходимо делать для искоренения фемицида в КР?
Открывая в Бишкеке III Народный курултай 20 декабря, президент КР Садыр Жапаров заявил, что «категорически» осуждает насилие в отношении женщин и детей. Он подчеркнул, что «подобные аморальные действия разрушают семьи – основу нашего общества – и подрывают веру граждан в справедливость»:
«Я неоднократно подчеркивал, что священная обязанность правоохранительных органов – защищать слабых. Если сотрудники силовых структур проявляют халатность или безразличие к таким фактам, то они лишатся не только своей гражданской чести, но и должности. Мы должны создать безопасное общество, где каждая женщина и каждый ребенок ощущают защиту, поддержку и уважение со стороны государства», – напомнил глава государства.
В начале этого месяца Министерство внутренних дел КР выпустило социальный ролик с призывом обращаться в правоохранительные органы тех, кто подвергся насилию или стал его свидетелем, отметив, что «это серьезная проблема, которая не только разрушает жизни отдельных людей, но и наносит вред всей семье».
Еще в начале 2024 года аналогичный призыв озвучивал глава Госкомитета нацбезопасности Камчыбек Ташиев, отметив, что пострадавшие от домашнего насилия женщины могут обратиться за помощью в спецслужбу страны. «Немедленно обращайтесь в управление ГКНБ, расположенные в каждом районе! Мы обязаны защищать наших матерей, жен, дочерей», – написал он тогда на своей Facebook-странице.
Однако, согласно статистике, 2024-й стал для Кыргызстана годом, который побил рекорд по количеству зарегистрированных случаев семейного насилия и убийств молодых женщин. По данным МВД, за период с января по октябрь включительно было зафиксировано 14 тысяч 293 таких фактов, что на 37,2% больше, чем за аналогичный период 2023 года.
Трагическая судьба 23-летней Айкыз
В начале 2024 года в Баткенской области от побоев супруга скончалась 23-летняя Айкыз Калмурза кызы, у которой была инвалидность I группы. По словам ее родственников, женщина ранее попала в больницу после жестокого избиения мужем, обращалась за помощью в милицию, но никаких мер предпринято не было.
Замуж Айкыз вышла в 16 лет. Еще в детстве ей поставили диагноз глухота. Такая же инвалидность была и у ее супруга. Он задушил жену прямо на улице. Их две дочери шести и трех лет остались с родителями покойной.
Мужа Айкыз признали виновным по статье «Убийство» и приговорили к 13 годам лишения свободы, обязав выплатить 100 тысяч сомов родственникам погибшей. Последние выразили свое недовольство приговором суда.
«Надо давать пожизненное. Человек ведь умер. Он убил ее с особой жестокостью на глазах у дочери. Нанес тяжелые увечья. Это должно стать уроком для других. Если ему дали 13 лет, а через 5-6 лет он выйдет на свободу, то может еще кому-нибудь навредить. Надо же ужесточать наказание за насилие в отношении женщин. В противном случае из-за недостаточно сурового наказания подобные случаи будут происходить снова и снова», – говорит сестра покойной Сапаргуль Пиржанова.
Практически сразу же после гибели Айкыз в Джалал-Абадской области 17 января в больницу в тяжелом состоянии госпитализировали 32-летнюю женщину, которую муж ударил топором. По словам врачей, пострадавшая поступила к ним без сознания, ей диагностировали черепно-мозговую травму.
В милиции сообщили, что женщина и ранее подвергалась побоям со стороны супруга, но с заявлениями никуда не обращалась.
По факту случившегося было возбуждено уголовное дело по статье «Истязание» УК КР, но до суда оно не дошло – потерпевшая подала встречное заявление, разбирательство было приостановлено.
Смерть 39-летней Айжан
В конце февраля в Бишкеке в собственной квартире была убита Айжан Алыкулова. По подозрению в преступлении был задержан 34-летний мужчина, с которым она состояла в гражданском браке. Мать покойной Роза Жекшенова говорит, что перед смертью ее дочь была жестоко избита:
«Были обнаружены следы удушения, череп проломлен в трех местах. Сломаны восемь ребер с правой и левой сторон. Одно ребро пробило легкое. С левой стороны ребро разорвало почку. Было кровоизлияние в мозг. Дочь носила очки и дужки этих очков [от ударов] вонзились в ее глаза. На ее лице не было живого места. Я сама омывала ее тело, на котором везде были следы истязаний, сама проводила в последний дочь, которую родила и вырастила… Я просыпаюсь каждую ночь и когда представляю, как она мучилась перед смертью, мне не хочется жить», – признается женщина.
Последние 15 лет Айжан жила за границей. Она самостоятельно выучила английский язык и работала в Турции, Дубае, Германии, Бельгии. Год назад по состоянию здоровья она вернулась в Кыргызстан. Близко знавшие ее говорят, что в свободное время женщина ездила с подарками в детдома и дома престарелых, волонтерство вошло у нее в привычку.
С подозреваемым Айжан познакомилась незадолго до наступления 2024 года. Он практически сразу же переехал к ней, а уже через месяц она была убита. Дело о ее гибели сейчас рассматривается в Первомайском райсуде Бишкека.
По данным Генпрокуратуры КР, за последние 2,5 года в результате семейного насилия по стране погибли 34 женщины. А МВД за первые 10 месяцев этого года возбудило 447 уголовных дел по фактам бытового насилия, что составляет 3 процента от общего числа зарегистрированных случаев. Из этого количества 276 дел направили в суд, 133 кейса были закрыты, еще 38 дел находятся в производстве.
Муж убил Рахиму в день, когда она вернулась к нему
Еще одной жертвой фемицида стала 34-летняя Рахима Айкымбаева, которая была убита мужем в одном из жилмассивов на окраине столицы КР в апреле этого года. Супруг нанес ей 27 ножевых ранений.
Родственники покойной говорят, что она и раньше подвергалась насилию со стороны партнера, поэтому решила развестись. Три месяца она не жила с мужем, но потом близкие решили помирить их.
Ее мать Салкынай Курманова со слезами на глазах вспоминает, что зять просил прощения, но в ту же ночь священного месяца Рамазан убил Рахиму на глазах их трехлетней дочери:
«Если бы ее не стало из-за болезни или несчастного случая, мне бы, наверное, было бы не так тяжело. Как только подумаю, что он убил ее с такой жестокостью, у меня разрывается сердце. В день, когда предстоит судебное заседание, я не могу найти себе места. Очень тяжело матери терять свое дитя. Я сказала ей, что «он (муж Рахимы – прим. ред.) тоже чей-то сын, и ты молодая, лучше живи с ним, чем будут говорить, что мужа нет». Если б мы могли знать, что будет впереди… Сейчас, когда вспоминаю это, очень жалею. Случилось бы с ней такое, если бы она жила без мужа?», – задается вопросом мать покойной.
Пережившая немало испытаний Рахима помогала одиноким женщинам, которые, как и она, подверглись насилию или вернулись из трудовой миграции. Без матери остались трое ее детей.
В октябре этого года Первомайский райсуд столицы признал виновным в убийстве женщины ее супруга Калыбека Байсалова и приговорил его к 15 годам лишения свободы. Родственники покойной, выразив несогласие с приговором, подали апелляцию в горсуд.