Президент Садыр Жапаров в интервью агентству «Кабар» прокомментировал ввод в эксплуатацию угольного месторождения «Жыргалан» в Иссык-Кульской области, которое до этого простаивало 12 лет.
(свободный перевод)
– После того как стало известно о вводе в эксплуатацию угольного месторождения «Жыргалан», отдельные лица и некоторые СМИ начали утверждать, что это неправда, и возобновила работу не шахта «Жыргалан», а другое предприятие. Расскажите детально о судьбе месторождения «Жыргалан».
– Вначале хочу немного рассказать предысторию этой шахты. Это месторождение после развала СССР пришло в упадок. В 2009 году государство с целью передачи его в частное владение выставило на аукцион. В нем принимали участие три компании, среди них были и зарубежные. В итоге аукцион выиграла компания, которая принадлежала моему брату Сабыру Жапарову. После аукциона мой брат хотел переписать его на себя, но оказалось, что правительство его продало обманным путем. Когда месторождение ставили на аукцион, информировалось, что у него долги в размере 25 млн сомов. Но после аукциона выяснилось, что долгов гораздо больше и сумма составляет около 80 млн сомов. Ввиду того, что мой брат вложил в это дело первый капитал, у него не было другого выхода, как разрабатывать шахту. В течение двух лет еле как удалось закрыть долги. С 2011 года шахта начала полноценную работу. Но в 2014 году власти того времени силами криминальных элементов отобрали ее. Я тогда был под арестом, а после освобождения был вынужден покинуть страну. Поскольку в дальнейшем в силу того, что шахтой управляли непрофессионалы, через некоторое время она перестала функционировать. За это время на шахте погибли два сотрудника МЧС. Далее ее затопило водой, и с тех пор она была в таком состоянии.
После того как я пришел к власти, мой брат сказал, что хочет вернуть свою шахту. Я ему отказал, отметив, что ситуацию могут истолковать неправильно. Но в прошлом году ко мне обратился один бизнесмен и попросил разрешения на разработку шахты. Я ему ответил, если он уверен, что сможет реализовать ее потенциал, и если от этого будет польза народу, то я ему разрешу.
Так, сейчас шахту разрабатывает бизнесмен по имени Марат. В течение двух лет он проводил подготовительные работы. Взял кредит в Кыргызско-Российском фонде развития в размере 1 млн 700 тыс. долларов США. Все эти деньги он сразу перевел на завод в России и привез на шахту новую конвейерную систему. Также на свои средства бизнесмен привез из Китая комбайн по добыче угля и другие виды техники. Теперь шахта «Жыргалан» может непрерывно работать до 20 лет. Ранее техника по добыче угля была в виде однотонных вагонов, установленных в 60-е годы. Вместо них сейчас на шахте установили современные конвейеры. Убежден, что шахта не только себя оправдает, но и принесет ощутимую прибыль.
Теперь остановлюсь на утверждениях, что якобы шахта лежит затопленной. Да, та наружная часть, которая была ранее затоплена, по-прежнему остается под водой. Сейчас уголь добывают с другой стороны. Точнее сделали два тоннеля. Уголь будут добывать также и с затопленной стороны. Туда сейчас роют новый тоннель. В целом весь уголь, который есть на шахте, будет добыт. Сейчас лицензия есть только у одного человека. Нет прежнего беспредела. Я надеюсь, что с Божьей помощью шахта сможет обеспечивать половину населения Иссык-Куля углем. Пользуясь случаем, хочу обратиться к тем нашим гражданам, которые говорят, что шахта якобы не работает. Я вас прошу, если вы сами не делаете ничего во благо страны, то хотя бы не вредите. Вместо этого будет правильней, если вы будете поддерживать проекты, которые приносят пользу государству.