Талибы закрывают школы в Афганистане из религиозных соображений, а в Душанбе её могут закрыть за долги. «Азия-Плюс» побывала в школе «Сомониён» и узнала, почему так происходит и как школе можно помочь.

В Душанбе рядом с фабрикой «Ширин» есть старенькое обшарпанное здание, на втором этаже которого расположена единственная в Таджикистане афганская школа «Сомониён», в которой явно не было ремонта со дня основания. Во дворе – небольшая пристройка с актовым залом и площадка, на которой нет ничего кроме двух самодельных баскетбольных колец и баннеров со спортивными командами учеников. 

Школа была основана в 2000-м году по инициативе посольства Афганистана, для детей беженцев и сотрудников самого посольства. Её создание было поддержано таджикской стороной и афганские дети получили возможность учиться на родном языке. Но с приходом талибов к власти в Афганистане, образовательное учреждение находится на грани закрытия.

Финансирования больше нет…

Бывшее Афганское правительство регулярно оплачивало аренду помещения школы в Душанбе, остальные расходы и зарплата коллективу учителей покрывались за счёт ежемесячной платы школьников за обучение, которая в месяц составляет 100-150 сомони с ученика. 

Однако 30% учащихся из малообеспеченных семей или сироты, поэтому они обучаются бесплатно. Кстати, количество учеников не постоянно – прибывают одни, уезжают в третьи страны другие.

В 2000-м году стоимость аренды помещения (и небольшого участка) составляла всего $300, но времена меняются, цены растут. 

Сегодня афганские беженцы вынуждены платить уже по $2,500 в месяц, вот только финансирование прекратилось ещё в августе 2021 года в связи с трагическими событиями, произошедшими в Афганистане.

«Тогда мы через своё посольство обратились в посольства других стран, с просьбой оказать содействие в решении вопроса с арендой помещения – рассказывает директор школы «Сомониён» Наджия Захир. – Откликнулось посольство США, выделив не только средства на 2021-2022 годы, но и 3 микроавтобуса для транспортировки детей из Вахдата. Но после окончания программы поддержки мы снова оказалась на грани закрытия».

Первые месяцы 2023 года аренду помогали оплатить друзья афганского посла, а затем учреждение оказалось в долговой яме и Наджия Захир до сих пор ищет способы решения проблемы и обивает порог компании «Равгани Точик» (арендодатель помещения) с просьбой не опечатывать школу, ведь задолженность составила уже $8,500. 

Ответов от посольств других стран пока нет, как и от организации ЮНИСЕФ, куда администрация школы писала письмо ещё в ноябре ушедшего года. 

Школу могут закрыть

В январе дети сдали переходные полугодовые экзамены и до 1 февраля находятся на каникулах, с которых им, возможно, некуда будет возвращаться. Родители учеников уже извещены о проблеме и с тревогой ждут новостей.

«Талибы закрывают школы у нас на родине, а теперь арендодатель ведёт себя как талибы, угрожая лишить наших детей образования. А у нас сердце обливается кровью, и мы делаем всё возможное, чтобы этого не произошло. К афганским бизнесменам мы тоже обращались, но они боятся оказывать нам поддержку, опасаясь за свой бизнес в Афганистане», – говорит Наджия Захир. 

Ранее количество учеников в школе составляло 450 человек, но после окончания программы поддержки со стороны США их число сократилось до 260. Дело в том, что родители детей из Вахдата не могут себе позволить оплачивать ежедневные поездки в Душанбе. 

Если школа закроется, то и учителя – афганские беженцы останутся без работы, а из Таджикистана была только учительница по русскому и таджикскому языкам. Кстати, с началом нового учебного года она уволилась, и найти ей замену пока не удалось – за зарплату 1000 сомони работать никто не идёт. 

Осенью 2023 года в течение месяца «Россотрудничество» по программе «Магистры русского языка» предоставляло преподавателя, чтобы дети не остались без занятий. Теперь директор обратилась с письмом в Министерство образования Таджикистана с просьбой помочь с решением этого вопроса. Ответа пока нет… 

2 февраля, во время пресс-конференции, министр образования Рахимджон Саидзода заявил журналистам, что не получал обращения от директора школы, но пообещал помочь учебному заведению после письменного обращения. Он добавил, что не был в курсе о том, что у школы есть трудности по вопросу аренды здания.

Сегодня кроме местного НКО «Камарбанд ва рох», которое в 2022 году напечатало учебники для 1,2,3 классов, единственной афганской школе в Таджикистане никто не помогает. Есть лишь частные лица, оказывающие помощь ученикам. 

Для тех, кто желает помочь, директор школы попросила оставить ее контакты: +992 0917 22 6063.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *