Потому что Таджикистан ввёл дополнительный платёж за экспорт узбекской керамической плитки.
Ташкент рассматривает введение зеркальных экономических мер в ответ на действия Душанбе, которые фактически блокируют экспорт узбекских стройматериалов в Таджикистан.
Об этом, как сообщает gazeta.uz сообщил вице-премьер Узбекистана Жамшид Ходжаев на встрече с бизнесменами и дипломатами 17 января. По его словам, Узбекистан может ввести ответные меры против Таджикистана из-за растущих барьеров, установленных таджикскими властями, что затрудняет экспорт узбекских строительных материалов.
«У нас есть проблемы с Таджикистаном. Мы экспортируем нашу продукцию на этот рынок. Даже при том, что мы предоставляем полный пакет документов, нашу продукцию оформляют по «резервной» схеме таможенного оформления. Это приводит к тому, что стоимость нашей продукции на этом рынке становится выше на 15%», — сказал он.
«Резервная схема» таможенного оформления — это особый процесс, при котором товары, в том числе экспортируемые из Узбекистана в Таджикистан, проходят дополнительную проверку или обработку, что приводит к увеличению времени и стоимости оформления.
Это может включать дополнительные шаги, такие как проверка документов, обязательное подтверждение стоимости или других характеристик товара, а также более строгие меры по проверке соответствия товаров местным стандартам.
Из-за такого подхода, как отмечается, стоимость товаров увеличивается на 15% и создаёт дополнительные барьеры для экспортеров, ухудшая их конкурентоспособность на рынке.
Вице-премьер Узбекистана заявил, что в случае продолжения подобных ограничений Узбекистан готов принять зеркальные меры.

Что происходит?
Исполняющий обязанности главы ассоциации Узпромстройматериалы Илёс Рахимов уточнил для knews.kg, что с 1 декабря 2025 года Таджикистан ввёл дополнительный платёж в размере 450 долларов за тонну узбекской керамической плитки, а базовая таможенная стоимость была установлена на уровне 300 долларов.
В результате, по его словам, совокупная стоимость поставок выросла в разы, что фактически блокирует экспорт.
Рахимов отметил, что узбекская сторона уже обращалась напрямую к властям Таджикистана с просьбой пересмотреть эти меры, однако за прошедшие два месяца решение так и не было принято.
В этой связи бизнес рассчитывает на более активное участие правительства и дипломатических каналов.
Если ранее партия товара обходилась примерно в $2 тыс., то теперь её стоимость может достичь $12 тыс. Это существенно увеличивает расходы на экспорт, что создаёт сложности для бизнесменов и производителей в Узбекистане, отметил Рахимов.
Товарооборот и высокая растаможка на таджикский цемент
Товарооборот между Узбекистаном и Таджикистаном в 2025 году вырос до $589,6 млн, а в 2024 году составлял $413,3 млн. Таджикистан активно импортирует строительные и промышленные материалы из Узбекистана.
Среди основных товаров, поставляемых в страну, можно выделить стекло, изделия из железа и нелегированной стали, уголки и профили сварные из черных металлов.
Также стоит отметить поставки продукции для кондиционирования и охлаждения, включая установки для кондиционирования воздуха, комбинированные холодильники-морозильники и водонагреватели.
Что касается керамических плиток, которые стали предметом спора, то их импорт в Таджикистан составил более $4 млн.
Таджикистан также активно поставляет товары в Узбекистан. Среди основных товаров — медные руды и концентраты, которые составляют $28,47 млн, цинковые руды и концентраты — $75,13 млн, а также руды и концентраты драгоценных металлов, уголь, продукты полимеров пропилена, волокно хлопковое, алюминий и изделия из него.

Напомним, что Узбекистан с 5 ноября 2024 года значительно увеличил размер растаможки цемента, поступающего из Таджикистана, с $35 до $300 за тонну.
Это решение привело к приостановке поставок таджикского цемента в Узбекистан, что вызвало обеспокоенность у таджикских экспортеров. Они посчитали, что повышение сборов стало результатом сговора местных цементных заводов.
«На основе полученной информации 16 октября текущего года в Самарканде было организовано собрание с участием представителей некоторых предприятий по производству цемента, акционерами которых, в основном, являются китайские инвесторы.
На собрании обсуждались вопросы, связанные с развитием сектора производства цемента в Узбекистане, формированием цен на этой продукции, а также созданием сговора между производителями цемента этой страны», – сказал в конце 2024 года собеседник «Азия-Плюс».
По данным таджикского Минпрома, поставки цемента в Узбекистан в 2024 году снизились до 260,2 тыс. тонн с 342 тыс. тонн годом ранее.