Президент Кыргызстана заявляет, что «целью соглашения была не потеря территорий, а устранение источника конфликта».
Президент Кыргызстана Садыр Жапаров заявил, что путь к урегулированию пограничных споров проложила 10-часовая встреча с президентом Таджикистана Эмомали Рахмоном в Душанбе. Он также отметил, что ключевую роль в подписании трехстороннего пограничного соглашения в Худжанде сыграл президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев.
Во второй части документального фильма «Президент», снятого о деятельности нынешнего президента Кыргызстана и вышедшего 6 января, Жапаров раскрыл некоторые подробности переговоров по вопросам границы и подписания пограничного соглашения между Таджикистаном, Узбекистаном и Кыргызстаном. Он напомнил о пограничных инцидентах с Таджикистаном, назвав их «днями исторической проверки и скорби» и добавив, что «больше нельзя допустить повторения таких горьких событий».
Жапаров напомнил, что через три месяца после того, как он стал президентом, 28-29 апреля 2021 года, в Баткене вспыхнул вооруженный конфликт между Кыргызстаном и Таджикистаном, повлекший за собой человеческие жертвы.
Президент Кыргизстана напомнил о разрушенных домах и страданиях жителей приграничных сел и сказал, что много раз посещал Баткен и лично видел проблемы с переселением людей и восстановлением их домов.
«В одной комнате мы провели 10 часов и жарко спорили»
Жапаров рассказал, что в июне 2021 года, после вооруженных столкновений, он прилетел в Душанбе, где встретился с президентом Таджикистана Эмамали Рахмоном, чтобы установить перемирие и начать переговоры.
«Мы с президентом Таджикистана сидели в одной комнате, разговаривали почти 10 часов, вели жаркую дискуссию. В конце концов, мы пришли к соглашению, что основные вопросы будем решать мирным путем, больше не допустим вооруженного столкновения, а граница станет источником сотрудничества, а не конфликта», — сказал Жапаров.
Он отметил, что основной спор касался участков общей протяженностью 166 км, таких как Ворух, и упомянул работу с советскими картами и совместными комиссиями.

В фильме не приводятся прямые высказывания Эмомали Рахмона и детали двусторонних переговоров. Все изложено только от лица Жапарова и с его точки зрения. Также не приводятся деликатные детали переговоров: какие условия выдвинули обе стороны и что именно обсуждалось между ними.
Пресс-служба президента Таджикистана сообщала о встрече Эмамали Рахмона и Садыра Жапарова в Душанбе, отметив, что обсуждались вопросы границы, безопасности и предотвращения повторения конфликтов. Однако о том, что переговоры между главами государств длились 10 часов, не упоминалось.
Подписание соглашения и споры после него
Президент Кыргызстана рассказал, что встреча в июне 2021 года положила начало процессу, в котором проблема перешла от уровня конфликта к юридическому и дипломатическому уровню и впоследствии была завершена подписанием соглашения о госгранице между двумя странами.
После завершения процесса делимитации в декабре 2024 года были проведены последние юридические этапы:
– 13 марта 2025 года подписано соглашение о государственной границе в Бишкеке;
– 31 марта 2025 года состоялся обмен удостоверяющими документами в Худжанде.
Жапаров подчеркнул, что обмен землями был равным и направлен на устранение спорных «шахматных» участков.
Президент КР в фильме отверг утверждения о «передаче слишком большого количества земли», заявив, что «цель соглашения состояла не в потере территории, а в устранении источника конфликта».
Отметим, что соглашение по госгранице между Таджикистаном и Кыргызстаном предусматривает обмен рядом спорных земельных участков в Исфаринском и Баткенском районах, которые по размеру примерно равны (каждый участок площадью около 190–200 га).
По соглашению, Таджикистан получает доступ к дороге, рынку «Дружба», участкам вокруг Воруха и землям рядом с Исфарой, а Кыргызстан — к сельхозземлям в Лейлеке, Лакконе, Мин-Булаке и окрестностях «Головного» водозабора. Каким конкретно участками обменялись РТ и КР, можно узнать из этого материала «Азия-Плюс».

«Решение вопроса с Узбекистаном стало ключевым опытом для Кыргызстана»
В фильме Садыр Жапаров упоминает роль президента Узбекистана Шавката Мирзиёева в решении пограничных вопросов региона.
«Пограничный спор касался не только Таджикистана, но и Узбекистана. Разрешение вопроса с Узбекистаном до соглашения с Таджикистаном стало важным и ключевым опытом для Кыргызстана», — сказал он.
По этой причине Жапаров высоко оценил роль Мирзиёева как лидера, стремящегося к стабильности в Центральной Азии.
Трехсторонний документ, подписанный 31 марта 2025 года в Худжанде с участием трех президентов, официально определил границы Таджикистана, Кыргызстана и Узбекистана.
Президент КР в фильме отмечает, что после подписания соглашения и его легализации в парламентах, пограничные споры были решены, и в будущем любые новые споры должны решаться только в правовом поле, а не с помощью оружия.
История пограничных вопросов
Переговоры по определению общей границы между Таджикистаном и Кыргызстаном начались ещё в 2002 году. До 2022 года они проходили нерегулярно и с длительными перерывами.
Из-за неопределенности границы в регионе часто возникали конфликты по поводу распределения воды и земель, доступа к дорогам и пастбищам, в которых участвовали и военнослужащие.
В апреле-мае 2021 года и сентябре 2022 года на таджикско-кыргызской границе произошли масштабные вооружённые конфликты, в результате которых десятки человек погибли и получили ранения. С мая 2021 года, по решению Кыргызстана, граница между странами была закрыта.
Последний крупный конфликт побудил стороны ускорить процесс переговоров.
Наконец, 21 февраля 2025 года в Бишкеке стороны парафировали проекты документов о делимитации и демаркации границы между двумя странами, а в марте того же года президенты их подписали.