На газовом терминале Petronas Carigali в Туркменистане произошло еще несколько мощных выбросов попутного газа. Они сопровождаются вспышками и подобием землетрясения. Жители города Туркменбаши и окрестностей привыкли к происходящему, хотя понимают смертельную опасность.
Источники turkmen.news заявляют, что со времен выброса 14 августа, о котором мы сообщали, произошло еще как минимум два подобных инцидента. Но жители Туркменбаши, а также гости курортной зоны Авазы и поселка Киянлы уже даже не считают нужным сразу рассказывать об этом независимым журналистам. Им это кажется рутиной.
Речь не о плановых работах по спуску газа, а об аварийных ситуациях. Мощные выбросы газа сопровождаются подземными толчками. Заранее людей никто ни о чем не предупреждает, а после начинают выть сирены, по тревоге приезжают пожарные. Во время последнего выброса даже начали эвакуировать рабочих компании Petronas. Жители Туркменбаши опасаются, что однажды из-за подземных толчков взорвутся газовые резервуары.
«В резервуарах хранится до 30-40 тысяч метрических тонн газоконденсата, — сообщил источник. — Если рванет — будет выжжено всё в радиусе 5-7 километров, далеко убежать никто не успеет».
В Туркменистане цифровые технологии слабо развиты, поэтому фото- и видеосвидетельств происходящего не так много, как могло бы быть в другой стране. Но, например, в декабре 2021 года вспышку газа запечатлели на видео. Тогда факел высотой 120 метров было видно за 50 километров.
И в 2021-ом, и в 2022-ом годах Туркменистан вошел в тройку лидеров по выбросам метана вместе с гораздо более крупными странами: Россией и США. А по так называемым супервыбросам, когда в атмосферу выходит много метана единовременно, Туркменистан является абсолютным мировым рекордсменом. При этом страна пока лишь планирует присоединиться к Глобальному метановому обязательству, предусматривающему снижение выбросов на 30 процентов в период с 2020 по 2030 годы. Недавно стало известно, что США ведут с Туркменистаном переговоры о помощи в снижении выбросов.
Попутный нефтяной газ состоит, в основном, из метана. В прошлом во всем мире в процессе нефтедобычи газ планово сжигали на факелах, преобразуя его в углекислый. Теперь в развитых странах отказываются от этой практики, поставляя отходы на газоперерабатывающие заводы. В Туркменистане тоже начали отказываться от факелов, но не для переработки, а для сокрытия выбросов. Это плохо, потому что метан опаснее для экологии, чем углекислый газ. А спутниковые снимки все равно позволяют отслеживать выбросы, независимо от желания властей.
Выбросы газа — не единственная экологическая проблема Балканского велаята. Местных жителей волнует также обмеление Каспийского моря. Еще в начале лета сообщалось, что проблема заметна по инфраструктуре курортной зоны Аваза: пирсы теперь удалены от моря на несколько десятков метров. За лето, по информации источников, ситуация усугубилась. Впрочем, даже в обмелевшем море могут позволить себе искупаться далеко не все. Во многих местах власти по неизвестным причинам огораживают морской берег и запрещают купание.