Кира Крамер

В уходящем году Туркменистан по-прежнему занимал последние строчки в различных рейтингах, а в стране выстраивались не только уже ставшими обыденными для всех очереди за мукой и окорочками, но еще и за загранпаспортами. Отдельным «трендом» стала массовая депортация мигрантов из Турции, а также высылка критиков туркменского режима из России. В числе других запомнившихся событий года можно назвать открытие города Аркадага, присоединение страны к Глобальному метановому обязательству и переговоры властей о транспортировке природного газа в Турцию и Европу. «Хроника Туркменистана» традиционно подводит свои итоги уходящего сложного года.

Газ для западных рынков

В течение всего года Туркменистан неоднократно проводил международные переговоры на тему поставок своего газа в Турцию, а дальше в Европу. Все началось год назад, когда 14 декабря был созван Первый трехсторонний Саммит президентов Азербайджана, Турции и Туркменистана. Тогда президент Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что «мы должны начать работать над транспортировкой туркменского природного газа на западные рынки».

Потом этот вопрос поднимался на двух саммитах ОТГ, причем обсуждал этот вопрос с главами других государств экс-президент, а ныне председатель Халк Маслахаты Гурбангулы Бердымухамедов. На прошедшем в декабре уже нынешнего года заседании Туркмено-турецкой комиссии по экономическому сотрудничеству стороны вновь говорили про «актуальность проекта поставок газа из Туркменистана в Турцию» и даже договорились в ближайшее время приступить к переговорам на уровне руководителей профильных ведомств и компаний.

На данный момент Туркменистан по своповой схеме поставляет газ в Азербайджан через Иран. Однако кто является его конечным покупателем, остается неясным, так как Азербайджан сам является экспортером газа.

Также активизировались усилия Ашхабада по работе над строительством Транскаспийского газопровода, который может  напрямую соединить Туркменистан и Азербайджан. В августе глава МИД Туркменистана Рашид Мередов жаловался, что принятая еще в 2018 году Конвенция о правовом статусе Каспийского моря не выполняется, а в конце года на встрече глав внешнеполитических ведомств прикаспийских стран заявил, что строительство подводной инфраструктуры на Каспии отвечает экономическим потребностям прибрежных государств и призвал коллег ускорить внутригосударственные процедуры, необходимые для вступления в силу протокола по оценке воздействия на окружающую среду.

Европейский Союз, пытающийся отказаться от импорта российского газа, также заинтересован в альтернативных поставщиках, но Туркменистану следует поторопиться, так как в перспективе Европа намерена отказаться не только от российских углеводородов, но в принципе от использования ископаемого топлива.

Открытие Аркадага и команда молодости нашей

29 июня президент Сердар Бердымухамедов торжественно, хотя и на два года позже запланированного, открыл объекты первой очереди застройки города Аркадага — 336 зданий различного назначения. В их числе 43-метровый монумент «Аркадаг» в центральном парке — золотая скульптура Гурбангулы Бердымухамедова верхом на ахалтекинском коне. 

Отметим, что главным куратором Аркадага является Гурбангулы Бердымухамедов, в честь которого и назван город.  В течение последних двух лет он практически еженедельно инспектирует город и утверждает все его объекты: от отделочных материалов до канализационных люков. Город был открыт в его день рождения. Однако сам экс-президент все-таки соблюл политес и дал право открыть город сыну-президенту, а сам «скромно» отметил свое 66-летие в Мекке, где совершил очередной малый хадж.

Второй этап застройки опять же с нарушением всех сроков начался в июне. Напомним, что согласно первоначальному плану, стройки должны были вестись в 2019-2021 годах, и в 2020-2022 годах. Позже Бердымухамедов-старший признал, что строительство Аркадага затянулось из-за пандемии и срыва доставки стройматериалов. Согласно новым планам правительства, вторая очередь застройки запланирована на 2023-2026 годы.

Одновременно с открытием в городе появились одноименная газета, телеканал и даже футбольная команда, форму которой лично утверждал Гурбангулы Бердымухамедов. Молитвами последнего и не без помощи судей команда, в которую отобрали лучших игроков страны, также выступающих за сборную, выиграла все игры чемпионата. Под конец года «Аркадаг» завоевал еще и кубок Туркменистана. Окрыленный успехами команды Бердымухамедов-старший заявил, что клуб ждет великое будущее и выразил надежду, что команда будет успешно выступать и на международных турнирах.  

Присоединение к метановому обязательству 

1 декабря Туркменистан, один из лидеров по выбросам метана в атмосферу, присоединился к Глобальному метановому обязательству (Global Methane Pledge или GMP). Об этом президент Сердар Бердымухамедов заявил в ходе своего выступления на климатическом саммите COP28 в Дубае.

Отметим, что в мае прошлого года Ашхабад утвердил определяемый на национальном уровне вклад (NDC) Туркменистана по Парижскому соглашению по климату, который предусматривает сокращение выбросов парниковых газов на 20% в 2030 году относительно уровня 2010 года. А в июне была создана Комиссия по сокращению выбросов метана для «усиления госконтроля за эффективностью работ по систематическому сокращению объемов парниковых газов».

Туркменистан является одним из крупнейших в мире загрязнителей атмосферы метаном — вторым по значимости антропогенным парниковым газом. В мае Bloomberg сообщил, что США ведут с Туркменистаном «серьезные» переговоры по сокращению выбросов метана и готовятся подписать соглашение, по которому США представят финансовую и экспертную поддержку в ликвидации источников утечек газа. Сердар Бердымухамедов уже дважды в этом году обсуждал вопросы экологии с представителем президента США по климату Джоном Керри.

Депортация мигрантов

С лета в Турции проходят масштабные рейды против нелегальных мигрантов. В начале июня переизбранный на свой пост Реджеп Тайип Эрдоган назначил главой МВД экс-губернатора Стамбула Али Ерликая, который начал проводить операции по отлову и депортации мигрантов. В сентябре он сообщил, что только за три месяца в рамках операций в Турции задержаны 75 442 нелегальных мигранта, из которых 32 563 были депортированы. Среди них оказались сотни граждан Туркменистана, в том числе активисты, которые выступали с критикой режима Бердымухамедовых.

Среди них Сердар Дурдылыев, Фархат Мейманкулиев (также известен как Фархат Дурдыев), которого приговорили в Туркменистане к 22 годам лишения свободы, Умит КузыбаевДовран ИмамовРовшен Клычев и многие другие.

Однако депортации имели место и в России. 30 августа в Туркменистан был выслан религиозный беженец Ашырбай Бекиев.

17 сентября — был депортирован Рустам Сеидкулиев – Свидетель Иеговы, осужденный и отбывший в заключении два с половиной года, а в декабре — туркменский активист Маликберды Алламырадов.

Всем этим людям на родине грозят длительные сроки заключения и пытки в тюрьмах.

Нехватка загранпаспортов

Туркменистан по-прежнему ограничивает выезд своих граждан за рубеж. В прошлом году Турция по просьбе Ашхабада ввела визы для туркменистанцев. В этом году власти, похоже, придумали новый способ оставить людей на родине – это затягивание процесса получения загранпаспортов.

В сентябре сообщалось, что уже в двух регионах Туркменистана — Дашогузском и Лебапском — в этом году нет мест для подачи документов на получение загранпаспорта. Людям выдают жетоны на лето 2024 года. По данным независимых СМИ, в каждом велаяте приказано выдавать не более 20-25 документов в месяц. Как обычно, ускорить процесс можно за взятку в $400-$550.

Однако даже при наличии загранпаспорта нежелательную персону могут не выпустить из страны. Так, в ноябре из Туркменистана не дали вылететь в Женеву независимому журналисту Солтан Ачиловой, чтобы получить премию для правозащитников Мартина Энналса.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *