На этой неделе ЕС проведет в Брюсселе ежегодный диалог с правительством Туркменистана по вопросам прав человека. Это происходит в период нарастающего интереса ЕС к сотрудничеству со странами Центральной Азии. Международное партнерство по правам человека (IPHR) и Туркменская инициатива по правам человека (ТИПЧ) призывают ЕС использовать диалог для того, чтобы настоять на конкретных шагах по решению существующих в Туркменистане проблем в области прав человека и обеспечить соблюдение прав отдельных активистов, блогеров и журналистов, находящихся под угрозой.

Приведем краткие тезисы.

В переданном представителям ЕС докладе правозащитные организации призывают поднять в ходе диалога следующие вопросы:

• Серьезные ограничения доступа жителей страны к интернету. Один из примеров масштабного отключения интернета был отмечен в июне 2023 года, когда интернет-трафик в Туркменистане упал почти до нуля на несколько дней в связи с открытием Аркадага, нового города с инновационными решениями, строительство которого, по сообщениям, обошлось в несколько миллиардов долларов США. Масштабы интернет-цензуры были подтверждены недавним исследованием, проведенным группой компьютерных ученых из ведущих университетов США, которые обнаружили, что в стране заблокировано более 120 000 доменов.

• Уголовные преследования в отношении «неудобных» лиц. В числе пострадавших, журналист Нургельды Халыков, активист гражданского общества Мурат Душемов и правозащитник Мансур Мингелов. Они по-прежнему находятся в тюрьме, хотя эксперты ООН по правам человека призывали к их освобождению, а власти обещали рассмотреть этот вопрос. В последние месяцы несколько туркменских активистов-блогеров были принудительно возвращены из Турции в Туркменистан, несмотря на серьезный риск пыток и политически мотивированного тюремного заключения. Например, согласно информации, полученной правозащитниками, Фархат Мейманкулиев был приговорен к длительному тюремному заключению после депортации в Туркменистан в мае 2023 года, а Ровшен Ключев и Довран Имамов столкнулись со сфабрикованными обвинениями в мошенничестве после того, как были отправлены обратно в Туркменистан летом 2023 года. В другом недавнем случае активист-блогер Маликберди Алламырадов, по сообщениям, пропал без вести в России в начале декабря 2023 года, что вызвало опасения, что он был похищен туркменскими службами безопасности и насильственно возвращен в Туркменистан.

• Другие методы, используемые властями в кампании против инакомыслия, такие как ограничения на поездки и запугивание родственников. Например, независимой журналистке Солтан Ачиловой не позволили покинуть Туркменистан, чтобы отправиться в Женеву в ноябре 2023 года, чтобы поучаствовать в церемонии вручения престижной премии Фонда Мартина Эннался. Ачилову и ее дочь остановили на паспортном контроле, поскольку их документы якобы не были действительны для поездки.

Кроме того, активистка Дурсолтан Таганова сообщила, что сотрудники службы безопасности запугивали и пытались завербовать ее маленького сына в качестве информатора в начале 2023 года.

Бывший корреспондент туркменской службы Радио Свободная Европа/Радио Свобода Худайберди Аллашов, по сообщениям, был задержан в начале декабря 2023 года и позже был помещен в тюрьму на 15 суток по обвинениям в хулиганстве.

• Власти страны продолжают использовать практику насильственной мобилизации бюджетников, работников госучреждений, студентов и других граждан для участия в различных организованных государством массовых мероприятиях. В случае отказа им грозят увольнениями, отчислениями и другими последствиями.

• Непрекращающиеся попытки властей контролировать внешний вид и поведение женщин во имя сохранения национальных традиций и ценностей. Пик этой кампании пришелся на месяцы после прихода к власти президента Сердара Бердымухамедова в марте 2022 года. С того момента давление на женщин несколько уменьшилось, тем не менее сообщения о введении дискриминационных ограничений по отношению к женщинам регулярно публикуются в независимых СМИ.

МНПЧ и ТИПЧ призывают ЕС призвать власти Туркменистана принять эффективные меры для прекращения этих нарушений в соответствии с рекомендациями, полученными в ходе недавних обзоров положения в области прав человека в стране Комитетом ООН по правам человека в марте 2023 года и в рамках Универсального периодического обзора в ноябре 2023 года.

Кроме того, поскольку вопрос о ратификации Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между ЕС и Туркменистаном (СПС) вновь находится на рассмотрении, ЕС должен напомнить властям Туркменистана, что для ратификации этого соглашения требуются конкретные доказательства прогресса по контрольным показателям в области прав человека, которые Европейский парламент установил в качестве условия для утверждения СПС в резолюции от мая 2019 года.

Проект СПС между ЕС и Туркменистаном, который обеспечивает правовую основу для сотрудничества в различных областях, был подписан в 1998 году, но с тех пор ожидает ратификации.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *