Полгода назад назад достаточно незаметно прошло действительно сенсационное событие. Под контроль Росатома перешло крупнейшее урановое месторождение Казахстана и одно из самых больших в мире – “Буденовское”. Что официально сделало Россию мировым урановым чемпионом.
Чисто технически это произошло в результате покупки стопроцентной “дочкой” российского атомного гиганта “Ураниум Уан Груп” Степногорского горно-химического комбината (СГХК), которому принадлежало 49% СП, которое разрабатывает “Буденовское”. 51% осталось у “Казатомпрома”.
Это, в купе с передачей в феврале 2023 года под контроль Росатома крупных долей других трёх урановых предприятий Казахстана, по сути ставит казахстанскую атомную отрасль под контроль России и превращает нас в абсолютного мирового лидера по добыче урана.
Примечательно, что об этой сделке стало известно лишь из опубликованной финансовой отчетности “Казатомпрома”. В документе на 450 страниц этому посвящена лишь крохотная сноска. Более того, в официальных казахских медиа на эту тему играют, что называется, “в молчанку”. Но так как компания – публичная, совсем умолчать об этом было нельзя. Да и у нас не сказать, чтобы раздували.
При этом казахская общественность, включая разного рода лидеров мнений и экспертов, провела массовый “плач Ярославны” о “потере суверенитета”, подчинению Кремлю и лишению права на принятие решений. Интересно, а они также сокрушались, когда разбазаривали свою нефтянку в “добрые руки” корпораций из Лондона и Вашингтона?
В связи с этим последовала закономерная реакция со стороны Запада в заголовками “Путин стал хозяином казахстанского урана”. Более того, по их мнению, непубличность сделки – следствие конфликта руководства “Казатомпрома” с представителями руководства страны. Мол, на фоне конфликта за последние полтора года казахскую госкомпанию покинула значительная часть топ-менеджмента. Кто знает, может у властей Казахстана (а сделка не могла состояться без их одобрения, или, как минимум, осведомленности) ещё сохраняются остатки здравого смысла.
Ну, а вообще, Россия достаточно последовательно поглощала казахскую урановую отрасль. Отмотаем немного назад.
Итак, в 00-е годы добычей урана в Казахстане совместно с “Казатомпромом” занималась канадская компания Uranium One. Так вот в 2013 году она на 100% стала принадлежать Росатому. История перехода Uranium One под российский контроль до сих пор вызывает раздражение в США. Так, компания, к примеру, владеет 20% прав на добычу урана в Штатах.
Многие поражались тому, как откровенно враждебное России руководство Обамы-Клинтон могло одобрить подобную покупку, которая давала в руки России такие козыри. Никаких официальных данных, разумеется, нет. Однако, по одной из версий, это было сделано в обмен на неофициальные договоренности по обеспечению США ураном. Американцы жизненно зависят от поставок Росатома.