5 ноября в США состоятся выборы президента, главными кандидатами на которых являются Дональд Трамп и Камала Харрис. Это 60-е президентские выборы в истории Штатов, на которых будет избран 47-й президент этой страны.

Нефть

Как считает политический обозреватель Газиз Абишев, Казахстан находится “вне чувствительных радаров любой американской администрации”.

“Мы слишком далеко, и в их понимании пока что не играем какую-то сверхключевую роль. Особенно на фоне тех больших процессов, которые происходят в мировой геополитике. Влияние может быть, в первую очередь, косвенное. В случае победы Дональда Трампа очевидно, что он усилит поддержку Израиля в плане давления на Иран. Один из его методов давления на противников в Америке будет заключаться в увеличении добычи нефти в США и в договоренности с Саудовской Аравией об увеличении ее производства”, – сказал он.

По словам эксперта, это приведет к падению цен на нефть на мировых рынках, что может задеть и Казахстан.

“Потому что мы зависим от продажи углеводородов. Если это произойдет, то нам в этом смысле будет сложнее. Вместе с тем понятно, что Трамп усилит партию, предлагающую наиболее сильное экономическое давление на Китай. Ослабление экономической активности внутри КНР может также ударить по Казахстану. Трамп утверждает, что он быстро сможет добиться завершения российско-украинской войны. Если считать, что это на самом деле так, то даже в этом случае санкционное, экономическое давление на Россию, скорее всего, не будет быстро завершено”, – отметил Газиз Абишев.

Эксперт считает, что ослабление давления на Россию может позитивно повлиять на экономику Казахстана.

“Даже сейчас вице-премьер Нурлан Байбазаров говорит, что недоимка в бюджете по налогам связана в том числе с уменьшением экономической активности в связи с геополитическим кризисом вокруг российско-украинской войны. Снижение давления на Евросоюз, экономический рост в России – все это может поддержать экономический рост в Казахстане. Но, безусловно, если все эти сценарии сыграют, то кризис в Китае и падение цен на нефть из-за перепроизводства на Ближнем Востоке ударят сильнее, чем те барьеры, которые возникают в связи с кризисом в России”, – полагает он.

В случае победы Камалы Харрис, чья партия поддерживает Украину, процесс будет довольно сложным, отметил политический обозреватель. Стороны могут прийти к договоренности, однако “Украина не выдержит этой войны”.

“Они (штаб Харрис – прим.) в большей степени поддерживают возобновляемую энергию. И, может быть, они не будут так агрессивно продвигать добычу нефти в Соединенных Штатах, но это не исключает того, что Саудовская Аравия увеличит добычу, чтобы наказать своих партнеров по ОПЕК+ за перепроизводство и попытаться отобрать определенные рынки”, – сказал политический обозреватель.

В свою очередь финансовый аналитик Арман Бейсембаев считает, что в случае победы Трампа, он будет выходить из климатической повестки и разрешит бурить нефть “всем и везде”.

“Это значит, что в Соединенных Штатах опять будет возрастать буровая активность, они будут бурить везде, в том числе на Аляске и на арктическом шельфе – везде, где захотят. Это приведет к росту добычи нефти в США, и климатическая повестка, собственно говоря, будет завершена. Если он будет добывать сильно много нефти, значит, на мировой рынок будет больше ее поставлять”, – заявил он.

По мнению эксперта, все это может дестабилизировать нефтяной рынок и привести к падению цен на “черное золото”.

Харрис или Трамп

Как считает Газиз Абишев, более активная политика Трампа может представлять собой макроэкономическую угрозу для Казахстана по сравнению с курсом Камалы Харрис.

“Однако на данный момент мы в точности не можем предсказать, что именно сделает Трамп. Потому что он многое обещал во время первого срока. Многое сделал, а многое нет. Он вводил тарифы против Китая, ударил по генералу Сулеймани в Иране, признал столицу Израиля в Иерусалиме и так далее. Насколько решительна может быть демократическая администрация под руководством Харрис, это уже менее понятно”, – сказал политический обозреватель.

По его словам, Харрис будет находиться на пересечении интересов крупных политических кланов внутри Демократической партии, такие как группа Обамы или группа Клинтонов.

“Это зависит от того, какой кабинет ей сформируют, кого ей предложат. Смотря какое у нее будет правительство и какие планы. Многое зависит от этого, от балансов и раскладов внутри администрации США. Я думаю, что непосредственно сама Харрис сейчас не имеет четкого видения, какую детальную геополитику она будет проводить”, – поделился мнением Абишев.

Директор Института евразийской интеграции Азамат Байгалиев считает, что вопреки сложившимся стереотипам качество и векторы управленческих решений в США не меняются кардинально с приходом нового президента.

“К примеру, после победы Джо Байдена не было отменено подавляющее большинство дискуссионных миграционных и экономических решений администрации Трампа. Кроме того, был завершен вывод американских войск из Афганистана, инициированный как раз-таки республиканцами. В свою очередь Трамп ранее не смог преодолеть сопротивление демократов в попытке пересмотреть реформу здравоохранения, так называемую Obamacare”, – напомнил эксперт.

По словам Байгалиева, для Казахстана нет кардинальной разницы, кто именно в ближайшие месяцы займет овальный кабинет – Харрис или Трамп.

“В любом случае двусторонние отношения сохранятся на высоком партнерском уровне. Если победит Трамп, от него не стоит ожидать каких-то экстраординарных внешнеполитических инициатив в отношении нашего региона. Во-первых, вся его предвыборная повестка ориентирована на решение внутренних социально-экономических проблем. Во-вторых, на внешнем треке от него, прежде всего, будут ожидать личного вовлечения в разрешение российско-украинского конфликта и переговоры с Китаем”, – сказал он.

Эксперт напомнил, что президент Касым-Жомарт Токаев проводил личные переговоры и с Трампом, и с Байденом.

“С обоими, насколько можно судить по совместным заявлениям и результатам, у казахстанского лидера сложились конструктивные отношения. Неслучайно именно в прошлом году в Нью-Йорке впервые в истории состоялись многосторонние переговоры в формате Центральная Азия + США, где к нашей стране было приковано особое внимание”, – отметил Байгалиев.

Политолог, директор общественного фонда “Кемел арна” Замир Каражанов считает, что отношения США с другими странами при Трампе можно охарактеризовать фразой: “Или хуже, или никак”.

“Во время президентства Трампа США не предлагали значимых внешнеполитических инициатив для решения актуальных мировых проблем. Например, его встреча с лидером КНДР оказалась формальной, не приведшей к каким-либо конкретным договоренностям. Это типичный пример подхода Трампа, при котором не происходит “перезагрузки” или активного продвижения США инициатив для улучшения глобальной ситуации или развития отношений с другими странами”, – полагает эксперт.

По словам политолога, в случае победы Трампа ухудшения отношений между Казахстаном и США не предвидится. Но и значительного прогресса ожидать тоже не стоит.

“Они останутся на уровне “никак”. Это означает, что в случае победы Трампа Казахстан и США, вероятно, переживут как минимум четыре года “безмолвия” в своих двусторонних отношениях, без существенного их развития или новых инициатив. Для Астаны такая перспектива уже не играет никакого значения. Столкнувшись с геополитической турбулентностью, Казахстан начал формировать свою “зону комфорта” во внешней политике”, – заявил Каражанов.

Кроме того, политолог отметил, что в последние годы Астана скорректировала свои приоритеты, сосредоточив внимание на укреплении отношений со странами Центральной Азии, Азербайджаном и Турцией в рамках Организации тюркских государств (ОТГ).

“Основной упор делается на развитие торгово-экономических связей, региональное сотрудничество и кооперацию. Кроме того, были предприняты меры по усилению региональной безопасности, что отражает стремление Казахстана к устойчивому развитию и стабилизации ситуации в своем ближайшем окружении. Чтобы сохранить стабильность и благополучие, важно избегать втягивания в глобальное соперничество и не допустить, чтобы другие страны Центральной Азии оказались втянутыми в подобные конфликты. Это позволит региону сохранить свою независимость в принятии решений и сосредоточиться на внутреннем развитии и мирном сотрудничестве. Это гарантия благополучия Казахстана в условиях роста геополитической напряженности в мире”, – пояснил он.

По словам финансового аналитика Армана Бейсембаева, у Соединенных Штатов с Казахстаном всегда были довольно неплохие отношения.

“Смотря как к Казахстану будет относиться Трамп. Вроде бы, к нам у него нет особых претензий. Естественно, если Штаты будут все больше уходить в изоляцию, то и их инвестиции, судя по всему, тоже будут уходить”, – считает аналитик.

Эксперт полагает, что Евросоюз уже готовится к возможному возвращению Дональда Трампа во власть.

“Ожидается, что его политика будет заключаться в давлении на Европу. Трамп ранее заявил, что расходы на содержание НАТО полностью перейдут на Европу. То есть ее защита будет оплачена самими же европейцами из их же кармана. Это формула Трампа, которую он собирается претворить в жизнь, как только он придет к власти”, – сказал он.

“Ее подход предполагает активное участие США в мировых делах и поддержание роли страны, что Америка “везде и всегда”. Трамп же склонен к изоляционистской политике. Он считает, что проблемы должны решаться самими европейцами, а не США. В одной из своих предвыборных речей Трамп даже сказал, что если Путин захочет забрать Европу, он не будет этому препятствовать”, – отметил он.

Кроме этого, Трамп продвигает тренд на деглобализацию и расформирование ранее поддерживаемого США мирового порядка.

“Никто не ожидает, что в его риторике что-то поменяется. Трамп будет продолжать размахивать своим молотком в стеклянном доме и продолжать все это дело разрушать. Если Америка раньше была доминирующей силой в мире, то с приходом Трампа, скорее всего, будет не так”, – полагает аналитик.

По мнению Армана Бейсембаева, президентские выборы в США 2024 года станут абсолютно предсказуемыми, без каких-то неожиданностей.

“Все ждут и готовятся к тому, что Трамп, скорее всего, станет президентом. Соединенные Штаты не готовы к женщине-президенту. Пока не готовы. А вдруг Харрис выиграет? Так тоже бывает. Но в любом случае это ни для кого не станет ни шоком, ни неожиданностью. Приход что Трампа, что Харрис ни для одной из сторон не станет неожиданностью. Гораздо важнее будет то, что будет происходить после выборов”, – заключил эксперт.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *