Сегодня один из самых динамично развивающихся треков в узбекско-российском сотрудничестве – это здравоохранение. Российские врачи работают в медицинских учреждениях по всему Узбекистану, нашей стране выделена специальная квота на бесплатное обучение студентов в медицинских вузах РФ, в результате сейчас в российских вузах обучается около 4 тысяч студентов-медиков из Узбекистана. Почему это направление “выстрелило” именно сейчас и какие новые проекты готовят страны корреспонденту Podrobno.uz рассказал посол РФ в Узбекистане Олег Мальгинов.
– В последнее время сотрудничество в сфере здравоохранения и фармацевтики между двумя странами активно идет в гору в отличие от того, что было всего 5 лет назад. В чем причина такого движения?
– Вы правы, действительно, в последнее время мы отмечаем высокую интенсивность двусторонних контактов в области здравоохранения.
В 2021 году состоялся визит министра здравоохранения РФ Михаила Мурашко в Узбекистан, в ходе которого было подписано соглашение об открытии филиала Российского национального исследовательского медицинского университета имени Пирогова в Ташкенте. Также в декабре Мурашко принял участие в третьем заседании совместной комиссии на уровне глав правительств России и Узбекистана в Самарканде.
Кроме того, в феврале состоялась его встреча с послом Узбекистана в РФ Ботиржоном Асадовым, а в марте этого года в Санкт-Петербурге прошел форум “Здоровое общество”, в котором приняла участие делегация Узбекистана под руководством министра здравоохранения Амрилло Иноятова.
В октябре прошлого года под руководством вице-губернатора Санкт-Петербурга Олега Эргашева состоялся визит российской делегации в Нукус, в ходе которого российские специалисты посетили Региональный перинатальный центр Каракалпакстана, Нукусское городское медицинское родильное отделение, Республиканский детский многопрофильный медицинский центр и клинику Каракалпакского медицинского института, провели переговоры с ректором Каракалпакского медицинского института Орал Атаниязовой.
По итогам этих встреч было принято решение о направлении бригад медицинских специалистов из Санкт-Петербурга для работы в клинике Каракалпакского медицинского института вахтовым методом, а также о внедрении российской программы в области детской кардиохирургии, ортопедической травматологии, малоинвазивной хирургии, нейрохирургии, офтальмологии и других.
Наконец, в июне состоялось событие поистине грандиозного масштаба – проведение первого узбекско-российского медицинского форума в Самарканде, в котором приняли участие порядка 1000 российских и узбекских специалистов, из которых около 200 – в формате онлайн. Из России приехали представители федеральных и региональных органов здравоохранения, руководители и специалисты от 160 национальных медицинских исследовательских центров и высших медицинских учебных заведений, специалисты по ведущим областям здравоохранения, представители фармацевтических предприятий и государственных компаний. Причин такого активного сотрудничества несколько.
Во-первых, это внимание, которое уделяется главами наших стран развитию здравоохранения. На постоянной основе ведется работа по совершенствованию сферы медицинского обслуживания, реализуются различные проекты, внедряются новые технологии, выделяется значительное финансирование, в том числе на исследовательскую работу и подготовку кадров, ведется мониторинг проблемных вопросов, проводятся регулярные совещания с руководителями профильных ведомств. На днях, к примеру, состоялась рабочая встреча Владимира Путина и министра здравоохранения Михаила Мурашко, на которой обсуждались перспективы развития российского здравоохранения.
Во-вторых, это стремительно меняющаяся реальность, которая диктует необходимость оперативно реагировать на новые вызовы и угрозы. Пандемия коронавируса заставила нас по-новому взглянуть и на развитие собственной отрасли, и на взаимодействие друг с другом. В этот трудный период, как вы знаете, Россия пришла на помощь и нашим узбекским коллегам. В Узбекистан было поставлено 460 тысяч доз российской вакцины “Спутник-V”. Профильные ведомства наших стран и сейчас находятся в тесном контакте по вопросам противостояния этой опасной инфекции.
В-третьих, это активно развивающаяся медицинская отрасль Узбекистана, которая требует внедрения новых технологий, методик лечения, обмена передовым опытом.
И, наконец, очень важный, на мой взгляд, фактор – это тесные контакты между профессиональными сообществами, которые имеют прочную историческую и методологическую основу.
– Российское и узбекское здравоохранение базируются на крепком фундаменте советской медицинской школы, достижения и успехи которой признаны во всем мире. Гуманитарная основа советского здравоохранения в корне отличается от базовых основ западного подхода, где во главу угла положено получение максимальной прибыли, а забота о здоровье человека находится на одном из последних мест. На ваш взгляд, насколько это правильный подход, ведь сегодня многие западные эксперты говорят, что хорошее лечение не может быть бесплатным?
– Считаю, что в таких вопросах ключевую роль играет профессионализм врачей. И если человек ответственно подходит к выполнению своих обязанностей, а это тем более важно в области здравоохранения, так как речь идет о здоровье и жизнях людей, то он будет это делать независимо от того, сколько ему платят.
Здесь важно какую роль в этом вопросе берет на себя государство. Согласно Конституции Российской Федерации, наша страна, также, как и Узбекистан, является социальным государством, а это значит, что медицинское обслуживание не отдано на откуп только частному сектору. Конечно, частный сектор более мобилен, чутко реагирует на новшества, но возникает опасность того, когда медицинская помощь насыщается не всегда необходимыми процедурами и манипуляциями только ради увеличения чека. Я лично с этим сталкивался, когда работал в западных странах.
Мы всегда стремились к тому, чтобы здравоохранение в нашей стране было доступно каждому и поэтому оно было бесплатным. Более того, в каждой школе, институте, на предприятии ежегодно проводилась диспансеризация, тоже на безвозмездной основе. В государственных бюджетных медицинских учреждениях проводятся сложнейшие операции, целый комплекс реабилитационных услуг, лабораторные и другие исследования.
Я знаю, что и в Узбекистане действуют те же принципы и качественное медицинское обслуживание является общедоступным. При этом, разумеется, каждый вправе решать, куда ему обращаться, за платной или бесплатной медицинской помощью. На Западе, насколько мне известно, такого выбора нет.
– Расскажите о сотрудничестве в сфере медицинского образования и повышения квалификации врачей между двумя странами? Планируется что-то новое?
– Регулярно проводятся двусторонние встречи представителей медицинских организаций, выездные семинары, конференции, форумы, на которых обсуждаются актуальные вопросы здравоохранения, в том числе ядерной медицины и медико-биологических исследований. Специалисты обеих стран обмениваются опытом, совершенствуют свои навыки на практике.
За прошедший год в российских медицинских организациях прошли обучение в рамках повышения квалификации 57 медицинских специалистов из Узбекистана. Более того, ежегодно Узбекистану выделяется квота порядка 100 человек на обучение по медицинским специальностям. Сейчас в российских вузах обучается около 4 тысяч студентов-медиков из Узбекистана – и можно смело утверждать, что полученный опыт поможет им в будущем внести существенный вклад в развитие медицинской отрасли своей страны.
Я знаю, что приоритетным направлением в медицине Узбекистана, по решению президента Шавката Мирзиёева, является охрана материнства и детства. Поэтому Минздрав России в рамках реализации международного проекта по охране здоровья матерей, новорожденных и детей в возрасте до 5 лет в странах СНГ, Азии, Африки и Латинской Америки “Пути снижения материнской и младенческой смертности” пригласил узбекских специалистов принять участие в научно-практических обучающих семинарах в центре ФГБУ “Национальный медицинский исследовательский центр акушерства, гинекологии и перинатологии имени Кулакова”, центре ФГАУ “Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей” и на базе симуляционно-тренингового центра ФГБУ “Детский научно-клинический центр инфекционных болезней Федерального медико-биологического агентства”. Далее, насколько мне известно, узбекская сторона проявила интерес к российской вертикально интегрированной медицинской информационной системе ВИМИС.
– Как вам кажется, облегчает ли наличие русского языка, а также общих ценностей и схожей ментальности, сложившихся за столетия добрососедства наших народов, сотрудничество медиков двух стран?
– Безусловно. Ярким тому подтверждением, как я уже говорил, стал прошедший в Самарканде медицинский форум, показавший насколько тесно специалисты России и Узбекистана в области здравоохранения взаимодействуют друг с другом. Это было не просто формальное протокольное мероприятие, это была встреча единомышленников, я бы даже сказал – друзей. Многие наши узбекские партнеры учились в свое время в России, сохранили теплую память о тех временах, поддерживают дружеские и деловые контакты с российскими коллегами, и поэтому вполне закономерно, что языком общения на форуме был русский язык.