Руководители сельскохозяйственных объединений не разрешили производителям хлопка в Байрамалийском этрапе Марыйского велаята забрать гузапая (стебли хлопчатника, используемые в качестве топлива).

Дефицит неорганических удобрений при выращивании сельхозкультур местные руководители пытаются восполнить компостом. 

Обычно арендаторы после сдачи урожая оставшиеся на полях кусты забирали себе в качестве бонуса за выращивание хлопка.

Руководство сельскохозяйственного объединения Täze ýol требует от арендаторов, которые не могут приобрести удобрения, использовать измельчители. Измельченные кусты хлопчатника остаются на полях в качестве компоста, позволяя обогатить почву органикой. Это не может служить полноценной заменой удобрений при сильно истощенной почве, но другого выхода нет.

Местное подразделение ассоциации «Туркменобахызмат» выделило объединению только один измельчитель узбекского производства. Два тракториста посменно работают на полях, перерабатывая кусты в компост. Их работу и питание оплачивают арендаторы. За гектар они платят трактористу по 50–60 манатов. Объединение выделяет солярку.  

«Своя гузапая у нас пошла на компост, а для растопки тамдыров мы покупаем ее у соседей, которые смогли приобрести удобрения. За одну тракторную тележку кустов платим по 900–1000 манатов, при условии, что сами их собираем и грузим», – рассказал корреспонденту «Хроники Туркменистана» арендатор из объединения Täze ýol.

По отчетам правительства, газификация сел давно завершена, но давление газа настолько слабое, что людям приходится выбирать — готовить пищу или обогревать жилье. Поэтому кусты хлопка помогают улучшить быт семей, проживающих в селах и небольших городах.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *