Министерство иностранных дел Туркменистана выразило протест по поводу упоминания страны на украинском телеканале FreeДом. 8 июля в эфире прозвучала, по мнению МИДа, «необъективная и не соответствующая действительности информация» о закрытости Туркменистана в контексте доступа в стране к интернету.

«Вызывает крайнее непонимание тот факт: какое право имеют представители вышеуказанного канала, не имеющие реального представления о современном Туркменистане, ни разу не посещавшие нашу страну, а также не имеющие никаких контактов с представителями ее государственных и общественных структур, со своими коллегами — туркменскими журналистами, на распространение подобной информации! — говорится в сообщении ведомства для СМИ. — Туркменская сторона по этому поводу выражает протест».

Фрагмент выступления, на который ссылаются туркменские дипломаты, длится примерно 15 секунд и является частью сюжета о блокировках YouTube, прогосударственной пропаганде и цифровой слежке в России. Украинский журналист приводит мнение независимых аналитиков о последствиях этих мер.

«В будущем Россию может ждать ситуация с интернетом ненамного лучше, чем в Туркменистане или даже Северной Корее, где прочно укрепился культ вождя и не существует никакого альтернативного мнения», — прозвучало в сюжете, проиллюстрированном кадрами исключительно из КНДР.

В официальной реакции туркменского МИД отмечено, что это не первый случай, когда FreeДом якобы распространяли искаженную информацию о Туркменистане. Дипломаты напомнили украинской стороне о том, как много хорошего и доброго делал и продолжает делать для их страны Туркменистан. Отсчет добрых дел идет с начала 90-х: это и поставки значительных объемов природного газа в Украину, и возможности для украинских компаний реализовывать энергетические, дорожно-транспортные, коммуникационные и другие проекты в Туркменистане «на миллиарды долларов США», и гуманитарная поддержка.

«Представителям некоторых украинских СМИ следует помнить высокую значимость и ценность такой прописной истины, как: «на добро — добром отвечают», а не наоборот», — заявил МИД.

В заключение ведомство потребовало от госорганов Украины, ответственных за информационную политику, принять меры в соответствии с украинским законодательством «для не повторения вышеуказанных фактов впредь».

Хотя FreeДом является частью госпредприятия «Мультимедийная платформа иновещания Украины», согласно уставу этой организации, а также закону страны о системе иновещания, канал сам планирует свою деятельность и согласует ее с принципами свободного выражения взглядов и убеждений, достоверности информации и так далее.

Прозвучавшие сведения о проблемах с интернетом в Туркменистане — это факт, который из года в год устанавливают международные рейтинги и независимые наблюдатели. Проблемы носят хронический характер. Страна регулярно оказывается на худших в мире позициях по скорости и доступности интернета, а в 2022 году сервис Cloudflare сообщал о практически полном шатдауне. Более того, блокировки IP-адресов со стороны Управления кибербезопасности носят массовый и перманентный характер. они при этом следуют не из политической воли руководства государства, а из желания коррумпированных работников этого управления заработать на продаже способов обхода ими же введенных ограничений.

Добавим, что украинские журналисты отметили проблемы с интернетом в Туркменистане как часть мнения аналитиков, хоть и не назвав конкретный источник. Сама попытка туркменских дипломатов опротестовать это высказывание через отсутствие у украинского канала контактов с представителями госструктур Туркменистана или напоминание о «добре» по отношению к Украине указывает на полное непонимание ими тех самых принципов сободы слова и объективности информации, которые установили для канала украинские госорганы и законы.

Примечательно, что слова о культе вождя в протесте проигнорировали, вероятно, чтобы не привлекать к нему внимания. Весь официальный текст на сайте МИД сквозит обидой и вызывает недоумение, особенно на фоне последних усилий страны по развитию отношений с самыми разными участниками глобальной политики.

Возможно, прозвучавшая на телеканале FreeДом фраза о «закрытости» страны стала той каплей, которая переполнила чашу терпения туркменского внешнеполитического ведомства или по крайней мере каких-то его сотрудников. Ведь на днях похожее высказывание прозвучало и от российской стороны.

На проходившей в Казани Неделе торговых представителей тогпред Российской Федерации в Туркменистане Андрей Хрипунов назвал Туркменистан «закрытой мусульманской страной». Он также отметил отсутствие публичного Wi-Fi, бюрократические препоны при подключении и ненадежность VPN-сервисов. Ему на месте возразил генеральный консул Туркменистана в Казани Гуйч Гараев.

Похоже, обида туркменского МИДа в официальном сообщении адресована и Украине, и России.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *