Строительный сектор Узбекистана оказался в центре внимания из-за масштабных схем уклонения от уплаты налогов, которые позволяют недобросовестным компаниям предлагать покупателям жилья скидки за счет государственного бюджета. Глава Торгово-промышленной палаты (ТПП) Даврон Вахабов заявил, что такая практика создает нездоровую конкуренцию и лишает казну значительных поступлений.

После совещания у президента 11 августа, посвященного вопросам сокращения теневой экономики, Вахабов в интервью телеканалу «Узбекистан 24» подчеркнул, что инициатива по созданию прозрачных и равных условий для бизнеса исходит от самих законопослушных предпринимателей. Они, по его словам, остро ощущают несправедливость, когда компании, работающие в тени, получают конкурентное преимущество.

«Они отмечают, что в нынешних условиях субъекты предпринимательства, работающие в тени, находятся в неравном положении по сравнению с теми, кто ведёт деятельность законно. Поэтому законопослушные предприниматели предлагают усилить меры в отношении тех, кто работает нелегально», – процитировал Вахабов позицию ответственного бизнеса.

В качестве яркого примера он привел строительную отрасль. «Квадратный метр дома из железобетона стоит 4,6 млн сумов (без учёта стоимости земли), а из кирпича – 5,5-6 млн сумов. Получается, что если завтра предприниматель продаёт дом клиенту, он предоставляет скидку за счёт неуплаченного налога в бюджет, а не за счёт себестоимости продукции», – пояснил глава ТПП. Подобные схемы, по его мнению, искажают рыночные реалии и подрывают основы честной конкуренции.

Проблема теневых операций остро стоит не только в строительстве. Вахабов указал на аналогичные тенденции в сельском хозяйстве и транспортной сфере, где также наблюдается высокая доля скрытой от государства экономической деятельности. «Например, в транспортной компании может быть 150 транспортных средств, но официально оформлено только 15 сотрудников», – сказал он.

В ответ на сложившуюся ситуацию, по словам главы ТПП, президент поручил разработать и расширить комплекс стимулирующих мер для компаний, которые стремятся к полной легализации своей деятельности и официальному трудоустройству персонала. Среди возможных преференций рассматриваются льготные оборотные кредиты и другие виды поддержки для бизнеса, демонстрирующего прозрачность в вопросах занятости.

Масштаб проблемы подтверждается и данными Налогового комитета. Его председатель Шерзод Кудбиев ранее в июле заявлял о массовых случаях занижения цен при нотариальном оформлении сделок с недвижимостью. Так, в первой половине 2025 года было зафиксировано 2000 сделок, где цена квадратного метра жилья составляла менее 1 млн сумов, и еще 9300 сделок с ценой в диапазоне от 1 до 3 млн сумов. В связи с этим Кудбиев выступил с предложением установить минимальный порог стоимости жилья для борьбы с подобными схемами.

В апреле 2024 года уже выдвигалась инициатива определять налоговую базу для застройщиков, отталкиваясь от минимальной стоимости квадратного метра. Для Ташкента, к примеру, среднюю минимальную стоимость предлагалось установить на уровне 5-7,5 млн сумов.

Вахабов выразил уверенность, что принятые на совещании меры дадут положительный эффект. Он считает, что когда предприниматели увидят, как уплаченные ими налоги направляются на улучшение инфраструктуры в их собственных махаллях – строительство дорог, детских садов и школ, – это повысит их налоговую культуру. «Это станет механизмом признания труда предпринимателя, а также будет способствовать продвижению статуса „образцового“ или „социального“ налогоплательщика», – заключил глава ТПП.

По данным Государственного комитета по статистике, в первом полугодии 2025 года объем ненаблюдаемой экономики в Узбекистане, включающей теневой и неформальный секторы, составил 265,5 трлн сумов, или 32,9% от ВВП страны. Наибольшая доля теневой активности зафиксирована в сельском хозяйстве, строительстве и сфере услуг.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *