Факт принуждения женщин к участию в сборе хлопка в Кумкурганском районе Сурхандарьинской области получил официальное подтверждение со стороны Министерства по сокращению бедности и занятости. В результате проведенной проверки должностное лицо, ответственное за отдачу незаконных распоряжений, было привлечено к административной ответственности.
Инцидент получил огласку после распространения в социальных сетях аудиозаписи. На ней, как утверждается, заместитель хокима района и по совместительству глава отдела по делам семьи и женщин Нигора Жумаева в ультимативной форме требует от местных активисток обеспечить явку как минимум двух женщин от каждого на хлопковое поле. «Не говорите, что не смогли прийти. Заместитель премьер-министра Махкамова приезжает. Все должны быть в поле к семи утра», – следует из записи, ставшей достоянием общественности.
Первоначальная реакция администрации Кумкурганского района сводилась к отрицанию какого-либо давления на граждан, участие в сельскохозяйственных работах характеризовалось как сугубо добровольное. Однако инициированная министерством проверка установила обратное: женщины действительно были вовлечены в сбор урожая против своей воли, под давлением со стороны представителя власти.
По итогам разбирательства Нигора Жумаева была привлечена к административной ответственности. Ей вменили нарушение статьи 51 Кодекса об административной ответственности, которая предусматривает санкции за административное принуждение к труду. Данная норма законодательства устанавливает штраф в размере от 20,6 до 41,2 миллиона сумов.
Это не единичный случай нарушения трудового законодательства в ходе нынешней хлопкоуборочной кампании. Аналогичное правонарушение было зафиксировано в Бухаре, где за принуждение к труду была оштрафована директор информационно-библиотечного центра имени Абу Али ибн Сино Н. Аминова. Ранее сообщалось о похожих инцидентах и в других районах Сурхандарьинской области.
В марте 2022 года международная коалиция Cotton Campaign сняла глобальный бойкот с узбекского хлопка, который действовал более десяти лет. Это решение было принято в знак признания значительного прогресса, достигнутого Узбекистаном в искоренении системного принудительного и детского труда в хлопковой промышленности.