В соцсетях несколько лет обсуждают «коммерческие» классы в государственных школах. Корреспондент Анна Садриева разбиралась, что это за классы, сколько стоит обучение в них, какие дополнительные услуги оказываются учащимся и не нарушаются ли при этом их конституционные права.
«Коммерческие» классы в государственных школах — одна из самых обсуждаемых тем среди родителей школьников в начале учебного года. 2 сентября в Facebook-группе «Потребитель.уз» мама учащегося 7-го класса школы №30 Яшнабадского района рассказала о том, что с этого года все 7-е классы в этой школе стали «коммерческими». По словам родительницы, за 100 тысяч сумов в месяц дети получали по одному дополнительному часу английского и русского языков.
«Причём поставили перед выбором или фактом — сложно сказать. Либо „коммерческий“ класс, либо „правильно поймите, у вас выбора немного“, — написала женщина. — В нашей школе много семей малоимущих, перейти в другую школу нет возможности, так как [другой школы] и нет в нашем районе. Малоимущим [согласились] сделать 50% скидку при условии наличия справки с махалли».
Позднее публикация и профиль пользователя, скорее всего, были удалены, поскольку найти их не удалось. 3 сентября пресс-служба управления дошкольного и школьного образования Ташкента опровергла отсутствие обычных, некоммерческих 7-х классов в этой школе.
«В школе №30 четыре 7-х класса: в двух из них обучение ведётся на узбекском языке, в двух — на русском. В одном русском и одном узбекском классах с 2021 года на основании постановления Кабинета министров [об оказании платных образовательных услуг в общеобразовательных учреждениях системы МНО] налажена деятельность платных дополнительных кружков. Занятия в этих классах проводятся в первую смену», — говорится в сообщении.
В управлении добавили, что родители ещё одного класса с русским языком обучения попросили ввести такие же платные кружки по английскому и русскому языку. Администрация школы разъяснила, что этот вопрос должен быть согласован с родителями, которые должны подписать отдельные договоры.
Директор школы №30 Кирмизой Хотамова сообщила, что «все дополнительные кружковые занятия проводятся после основных уроков и только по желанию родителей. Это не „коммерческие“ классы, а дополнительные занятия по выбору родителей», заявила директор.
Корреспондент Анна Садриева выяснила, что такое «коммерческие» классы, что о них думают родители, эксперты и представители Министерства дошкольного и школьного образования.
Если учителя штата Массачусетс (США) оказывают платные образовательные услуги детям своего округа, это рассматривается как конфликт интересов. Законы штата запрещают оказание таких услуг, рассказал также Комил Джалилов.
Согласно конституции штата Висконсин, образование бесплатно для детей от 4 до 20 лет. Соответственно, школа не может взимать плату за образовательные услуги, содержание школьных зданий, технику и другие принадлежности, необходимые для обучения.