Известный таджикский журналист, глубоко знающий историю конфликтов на таджикско-кыргызской границе, Негматулло Мирсаидов поделился в Facebook своим мнение о недавнем заявлении вице-премьера Кыргызстана, главы Госкомитета национальной безопасности Камчыбека Ташиева, в котором он призвал Таджикистан отказаться от территориальных претензий.
Для начала напомним. Это заявление Ташиев сделал в годовщину трагедии на таджикско-кыргызской границе, отвечая на вопросы журналистов в Баткене. Он сообщил, что власти Кыргызстана нашли новые документы по границе и на их основании могут доказать, что многие кыргызские земли перешли соседней стране.
16 сентября МИД Таджикистана пригласил на беседу посла Кыргызстана Эрлана Абдылдаева. До него была доведена обеспокоенность таджикской стороны вышеуказанным заявление
… Уже год, как на границе Таджикистана и Кыргызстана не стреляют. Люди – и кыргызы, и таджики вздохнули свободно, и стороны, наверняка, поняли, что альтернативы мирному решению пограничного спора нет, пишет Негматулло Мирсаидов. Население приграничных районов начало было надеяться, что откроются дороги, приграничные рынки.
Народы двух стран, забыв прошлые обиды, вновь начнут встречаться, дружить, торговать.
Я сам лично, как политолог, журналист, руководствуясь тем, чтобы лишний раз не тревожить людей, по сути, о границе в течение года ничего не писал. Разве только некоторые позитивные моменты из жизни живущих там людей?
И на этом фоне один из лидеров Кыргызстана, председатель ГКНБ страны, глава Межправительственной Комиссии от Кыргызской Республики по вопросам демаркации и делимитации, которого многие называют “серым кардиналом”, делает заявление по вопросам границы, которое содержит прямую угрозу в адрес Таджикистана.
Таджикистан по дипломатическим каналам выразил свое возмущение, но осадок остается. Может даже есть опасение, поскольку, как и прежде, Камчыбек Ташиев вновь заговорил о вероятности решения пограничного спора силовым путем.
Почему именно сейчас?
Я связываю заявление Ташиева, во-первых, с неуступчивой позицией Таджикистана, связанной с тем, что таджикская сторона требует возвращения земель, переданных Кыргызстану в разные годы во времена СССР на временное пользование или по экономическим соображениям для общих интересов, о чем, возможно, президент Таджикистана Эмомали Рахмон вновь напомнил своему коллеге Садыру Жапарову.
Во-вторых, Кыргызстан все время, прошедшее после конфликта 14-16 сентября 2022 года, продолжал милитаристский курс, вооружаясь современными видами вооружения. Вспомните заявления Ташиева о военных расходах за 2,5 последних лет.
Видимо, мысль о возможном военном решении пограничного спора с Таджикистаном никогда Ташиева не покидала, и новые угрозы должны насторожить, что соседняя страна вопреки пролитой крови и разрушениям в апреле 2021 и сентябре 2022 года вновь готовится прибегнуть к использованию военной силы для разрешения спора.
И то, что заявление прозвучало именно в день годовщины трагических и кровавых для двух соседних народов прошлогодних сентябрьских событий, не случайность и не совпадение.
Это умышленное, обдуманное заявление человека, который не прочь вновь спровоцировать военный конфликт. Думаю, для Ташиева важны его амбиции, уязвленное самолюбие, а не жизнь человека, как своих граждан, так и соседа.
Вполне может быть и третья причина. Может многие на этот фактор не обращают внимание, но он обычный, часто применяемый политиками в Кыргызстане. Если взять историю пограничных конфликтов, то они чаще всего происходили в то время, когда обострялась внутриполитическая ситуация в Кыргызстане.
Сегодня нельзя сказать, что в Кыргызстане все спокойно. Есть недовольство тем, как нынешнее руководство наступает на права людей. Нельзя исключить очередной рост внутриполитической напряженности в Кыргызстане из-за ареста видного государственного и политического деятеля, лидера политической партии “Бутун Кыргызстан” по сфабрикованному делу.
Властям нужно отвлечь внимание людей. Вновь может быть использован пограничный вопрос, всегда служивший для них разменной монетой в таких случаях.
Образ внешнего врага нужен как инструмент для отвлечения от внутренних проблем, полагаясь на чувство патриотизма кыргызов.
О каких документах говорит Ташиев?
Теперь о том, что мог найти Ташиев, какой такой новый документ, который мог бы свидетельствовать, что земли Кыргызстана якобы отошли к Таджикистану?
Уверен, это чистой воды блеф. Камчыбеку Ташиеву просто нужен повод для обострения. Он вводит в заблуждение не только своих граждан, но и пытается вновь пугать население таджикских приграничных кишлаков, вызвать чувства сомнения и неуверенности.
Однако, воинственными заявлениями и угрозами, применением военной силы он скорее вселит страх в сердца собственных граждан, многие из которых до сих пор не возвращаются в родные места.
И теперь, пусть кыргызы подумают, кто он, Камчыбек для своего народа? Благодетель он настоящий или враг?
Кыргызская сторона давно исчерпала все имеющиеся ресурсы для того, чтобы доказать принадлежность Кыргызстану предгорья Туркестанского хребта вдоль сел Чоркух, Сурх, Ворух на границе Баткенского и Исфаринского районов, джигдаликской степи вдоль хребта Беллесынык от сел Ниёзбек, Санджитзор, Хистеварз, Овчи Калъача на границе Канибадамского, Бободжон Гафуровского и Лейлекского районов.
Нечем доказать, что построенные вдоль автотрассы Худжанд – Канибадам кыргызские айылы Арка, Жаны-Жер, Борбурдук находятся на территории Кыргызстана.
Может Камчыбек нашел постановление о передаче айыла Арка? Пусть тогда вникнет в этот документ повнимательнее и посмотрит, где должны проходить границы этого селения, вдоль дороги или далеко вглубь территории Кыргызстана?
А сегодня, как ни странно, вновь вывесили кыргызский флаг вдоль принадлежащей Таджикистану автодороги, хотя демаркация и делимитация данной территории не завершена.
Вопрос в золоте или плодородной земле?
Заявление Ташиева вполне может иметь подтекст и являться подготовкой к строительству автодороги от Баткена до предгорья в окрестностях Воруха, где произошла небольшая военная стычка между пограничниками двух государств в июне 2022 года.
Дело в том, что еще в советские годы таджикские крестьяне омывали золото на притоках реки Исфара. Небольшие речки Каравшин и Кишибиш являются золотоносными. Это доказательство того, что в предгорье Туркестанского хребта могут быть залежи золота и других драгоценных металлов.
И не с целью ли добычи этих ископаемых в будущем делается подобное заявление, чтобы предупреждать последствия возможных претензий Таджикистана?
Если учесть, что это довольно сложная по рельефу горная местность, то прокладка более 60 км автодороги по ней, нелегкая затея. План фантастический, если он действительно существует.
Пока о нем только слухи. Но тем не менее, если будет построена эта автодорога, она может стать очень удобной для транзита руды и концентрата.
Но начинать разрабатывать проекты на территории, статус которой еще не определен до конца, это, думаю, нонсенс.
Есть еще один фактор. Кыргызы никак не могут смириться с тем, что таджикам принадлежат орошаемые, состоящие в основном из широкого грунтового слоя, следовательно, плодородные земли в приграничье.
А кыргызы как бы несправедливо обделены и им принадлежат степи, где вести земледелие очень сложно.
Они не могут никак понять, что тысячелетиями таджики занимались земледелием, степи своим трудом превращали в сады и угодья. Сам менталитет наших народов определял их выбор.
Наши предки выбрали земледелие, а кыргызы – скотоводство.
И здесь нет никакой несправедливости. Закон божьей справедливости таков: ты трудись, я воздам. Так что, все в руках самих кыргызов. Думаю, поменьше нужно зариться на чужие земли и облагородить нужно свои.
Вообще, желает ли Кыргызстан завершить процесс демаркации и делимитации?
Не уж-то Ташиев и Жапаров вновь намерены говорить о статусе некоторых земель, которые находились под контролем РФ или спешно провозглашенных образований после Октябрьской революции и учреждения СССР в 1922 году, когда у обеих республики не было государственности?
Если это документы до образования Таджикской ААСР и Кыргызской АССР, то это беспредметный разговор, поскольку стороны залезут в такие дебри, откуда вообще не выберутся.
Поэтому разумнее продолжать переговоры на основании хотя бы тех критериев, которыми худо-бедно руководствовались до сих пор и не пытаться их подорвать их.
Давно пора Камчыбеку Ташиеву, второму лицу в Кыргызской Республике, усвоить уроки дипломатии, научиться соблюдать элементарную ее этику и не обвинять сторону, с кем приходится вести переговоры.
Все, что имеется, нужно выложить на стол переговоров, пытаться за столом убедить оппонентов, где, возможно, идти на уступки, где необходимо, настаивать.
Важно, чтобы сохранить мир и стабильность – единственное, что нужно обоим народам.