За последние три недели резко усилилось давление на таджикских студентов и трудовых мигрантов в России. Российские правоохранительные органы избивают таджикских студентов, массовым образом задерживают мигрантов на улицах, рынках, на рабочих местах, возле мечетей.
Мигранты жалуются, что это происходит, несмотря на их легальное присутствие в стране.
19 мая более 100 таджикских студентов университета в Комсомольске-на-Амуре были избиты силовиками Хабаровского края.
Российские власти официально не объяснили, почему студентов избили и задержали.
Позже появились другие новости о массовых задержаниях мигрантов в различных городах России, ни один из которых не был официально объяснен властями этой страны.
Спустя несколько дней Министерство иностранных дел Таджикистана пригласило посла России в Таджикистане Семена Григорьева в министерство и выразило обеспокоенность ненадлежащим обращением с таджикскими студентами и мигрантами.
Министр внутренних дел и Уполномоченный по правам человека в Таджикистане направили своим российским коллегам письмо с требованием провести справедливое и беспристрастное расследование массовых задержаний и избиений таджикских студентов и мигрантов.
Однако российские власти до сих пор официально не ответили ни на один из запросов властей Таджикистана и не объяснили произошедшие случаи.
«Вербовка таджиков для войны в Украине»
Шухрат Кудратов, таджикский адвокат, занимающийся защитой прав мигрантов в России, говорит, что «охота» на мигрантов со стороны российских властей имеет политическую подоплеку, таким образом Москва хочет оказать давление на правительство Таджикистана.
«В ближайшие дни в России начнется вторая волна мобилизации и к ней будет привлечено больше граждан Центральной Азии, в том числе граждан Таджикистана, которые также имеют российское гражданство, разрешение на временное проживание и вид на жительство. Это давление оказывается в том смысле, чтобы Таджикистан впредь не предъявлял претензий к дальнейшим действиям России по вовлечению таджиков на войну в Украине», – говорит Кудратов.
Каримджон Ёров, защитник прав мигрантов в России поддерживает мнение Кудратова.
«Избиения и аресты начались, когда Таджикистан заявил, что начнет регистрировать таджиков, участвующих в войне России против Украины, что будет наказывать их, – говорит правозащитник. – Это не в интересах России, потому что у двух стран есть соглашение о двойном гражданстве. Таджикистан обеспокоен участием своих граждан в войне и это не нравится России».
Сайфулло Сафаров, политолог, бывший первый заместитель директора Центра стратегических исследований Таджикистана, считает, что увеличение случаев задержаний и избиений мигрантов и студентов, «это работа отдельных групп внутри российских правоохранительных органов, которые выступают против интересов этой страны и пытаются настроить другие народы против России».
Он не согласен с тем, что решение Таджикистана составить список таджиков, принимавших участие в российско-украинской войне, стало причиной увеличения арестов и преследований таджикских трудовых мигрантов.
Последствия близости с Китаем?
По словам Шухрата Кудратова, еще одной причиной «антитаджикской кампании» в России может быть визит президента Таджикистана Эмомали Рахмона в Китай вместе с другими главами стран Центральной Азии.
Правозащитник говорит, что Россия, рассматривающая Центральную Азию как регион своего влияния, чувствует, что в последние годы теряет свое влияние и обеспокоена этим.
«Сейчас страны региона еще больше укрепляют отношения с Китаем. С этой точки зрения Россия, оказывая давление на таджиков в своей стране, хочет предупредить государства региона, в том числе Таджикистан, что близость с Китаем будет иметь последствия», – считает он.
Сайфулло Сафаров не согласен и с этим мнением, он говорит, что президент Таджикистана «не является сторонником встречи в формате G5+1».
«Президент Таджикистана совершил государственный визит в Китай и в рамках визита принял участие в этом саммите. Отсюда россияне должны понимать, что, когда человек в гостях и его приглашают на мероприятие высокого уровня, он не может отказать», – сказал Сафаров.
По мнению политолога, если сближение Таджикистана с Китаем было бы причиной давления на таджикских мигрантов, то оно обязательно затронуло бы трудовых мигрантов и из других стран Центральной Азии, лидеры которых ездили в Китай вместе с Эмомали Рахмоном.
Рычаг № 1
Трудовые мигранты на протяжении десятилетий являются основным средством давления России на страны Центральной Азии, особенно на Таджикистан, для достижения политических целей, и Россия не в первый раз использует этот «рычаг».
Наиболее ярким примером стало освобождение российского летчика в 2011 году. В том году власти Таджикистана арестовали двух пилотов – гражданина России и Эстонии – и предъявили им обвинения в контрабанде, незаконном пересечении границы и нарушении международных стандартов полетов.
После объявления об аресте летчиков, российские власти начали массовые задержания и депортацию таджикских граждан. Под таким давлением таджикские власти были вынуждены освободить обвиняемых пилотов. Только после этого, то есть достижения своей цели, Россия снизила давление на мигрантов.
На этот раз Россия еще не раскрыла, какие цели преследует и когда прекратит массовые избиения и аресты таджикских студентов и трудовых мигрантов. Однако ясно, что это давление имеет конкретный посыл, который со временем проявится в действиях России.