Вопрос строительства первой атомной электростанции в Казахстане на сегодня один из самых обсуждаемых. Почему именно атомная энергетика считается оптимальным выбором для страны? Кто будет реализовывать этот проект и насколько он будет экологически безопасным? Генеральный директор ТОО «Казахстанские атомные электрические станции» Тимур Жантикин предоставил ответы на эти вопросы в интервью для YouTube-канала «Самұрық-Қазына».
Почему атомная энергетика — лучший выбор?
Тимур Жантикин отметил, что сегодня, в условиях активной политики декарбонизации, то есть уменьшения выбросов парниковых газов, возникли серьезные проблемы с угольной генерацией электроэнергии.
— Газовая электроэнергия такая же, она выбрасывает СО2, от этого никуда не денешься. Соответственно, рассматривается возможность развития альтернативных источников. Это возобновляемая энергетика: солнечная, ветровая. А атомная — надежная, предсказуемо работает, в отличие от возобновляемых источников энергии. Также надо понимать, что ВИЭ — достаточно дорогое удовольствие. За эти деньги на тендерах никто их не покупает. Это понятно по результатам 2022 года. Экономисты смотрели, в частности, Сибирская угольная энергетическая компания говорила об этом тоже, что реально там получается себестоимость генерации от 33 до 70 тг за кВтч, вместо обещанных 14 тг. Поэтому, если мы хотим надежную энергосистему, мы обязаны развивать такие надежные источники, как атомная станция, — считает эксперт.
Кроме того, по его словам, Казахстан обладает опытом работы атомных станций, включая исторически первый в мире реактор промышленного масштаба, работавший на берегу Каспийского моря в городе Актау.
— Плюс, у нас развита атомная промышленность. Казахстан на первом месте по добыче урана. Также у нас есть топливный завод, который с прошлого года уже экспортирует свою продукцию, топливные сборки французского дизайна на китайский рынок. В общем, вся почва есть, также мощный национальный ядерный центр, — добавил Тимур Жантикин.
Сколько воды необходимо для АЭС?
Эксперт подчеркнул, что на сегодняшний день ведется работа по созданию прогнозных расчетов на период вплоть до 70 лет вперед по воде для системы охлаждения атомной электростанции.
— От этого зависит, какую технологию мы выберем для охлаждения атомной станции. Традиционно, на таких вододефицитных местах, это не море, не океан, а как река или озеро Балхаш, используются обычные градирни (устройство для охлаждения большого количества воды направленным потоком атмосферного воздуха — прим.ред.). Например, мы смотрели Белорусскую станцию, там два блока по 1200 мегаватт, это примерно то, что мы хотим у себя построить. А расход воды в градирнях, это испарение, мелкие капли — 63 миллиона кубов в год. Мы посмотрели данные по Балхашу, там эти 63 млн составляют меньше, чем 0,3 — 0,6% от природного обычного испарения с поверхности озера. То есть, вклад минимальный. Но если какой-то катаклизм случится и вдруг Балхаш обмелеет, понятно, что АЭС к этому никакого отношения не имеет. Это будет плохо для станции, если вдруг вода уйдет. Понятно, что останется без охлаждения, — пояснил Тимур Жантикин.
С другой стороны, по его словам, существует технология сухой градирни, которую уже разрабатывают в Узбекистане.
— Эта технология не расходует воду вообще. Она как радиатор в машине, но стоит немного дороже. Однако на работу такой градирни тратится энергия, естественно. От 3 до 5 мегаватт требуется для того, чтобы она работала. Но это технически осуществимо. Поэтому по воде проблем не должно быть, — считает эксперт.
Кто будет строить первую АЭС в Казахстане?
Тимур Жантикин сообщил, что было отобрано четыре поставщица, соответственно, представителей четырех стран. Это Россия, Китай, Франция и Южная Корея.
— В принципе, все они примерно одинаковы и соответствуют технологиям по уровню безопасности поколения «3-3+». Это достаточно современные реакторы, которые прошли уже обкатку. У каждой есть свои плюсы и минусы. Мы разработали систему критериев. Потом ее дорабатывали французские консультанты, компания A-Systems, с которой мы работаем. По этим критериям прогнали и получили расклад. Это пока что не афишируется. Нужно учитывать и другие параметры. По раскладу — это техника и экономика, без политических факторов, — сказал эксперт.
Кроме того, он отметил, что сегодня существуют проблемы с цепочкой поставок, что создают риски для надежности проекта.
— Потому что идет санкционная борьба. Есть опасения, что это будет неким препятствием для реализации проекта, как это происходит уже в других проектах. Поэтому говорить о том, что мы выбрали кого-то и на кого-то ориентируемся, пока что рано. Плюс, мы должны рассмотреть возможные схемы финансирования. Потому что многие большие проекты были провалены из-за неотработанной системы финансирования. Это тоже важный фактор, — заключил Тимур Жантикин.